ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА направление
в нем. философии и социологии 20 в., к-рое сложилось в 30-40-х гг. вокруг
возглавлявшегося с 1931 М. Хорк-хаймером Ин-та социальных исследований
при ун-те во Франкфурте-на-Майне. В 1934-39, после эмиграции из Германии
Хоркхаймера и большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов,-
в Женеве и Париже (при Высшей нормальной школе), с 1939 - в США при Колумбийском
университете, с 1949 в ФРГ - во Франкфурте-на-Майне (после возвращения
Хоркхаймера, Адорно и др.). Гл. представители - Т. Адорно, Э. Фромм,
Г.
Маркузе,
Ю.
Хабермас.
Осн.
орган - журн. "Zeitschrift fur So-zialforschung".


В развитой в 1930-е гг. филос.-социоло-гич.
"критич. теории общества" (Хоркхай-мер, Маркузе) Ф. ш. пыталась сочетать
элементы критич. подхода К. Маркса к бурж. культуре с гегельянскими и фрейдистскими
идеями. Восходящее к М. Ве-беру понятие "рационализации" трансформируется
в одно из центр, понятий философии культуры Ф. ш.: анализ внутр. противоречий
"просвещения", отождествляемого с рациональным овладением природой вообще,
становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, и в частности
-"массовой культуры" и "массового общества" 20 в. ("Диалектика
просвещения" Хоркхаймера и Адорно, 1948). Гегелевская диалектика преобразуется
в антисистематич. "отрицательную диалектику"; одно из центр, мест занимает
проблематика отчуждения.


Послевоенный период характерен углублением
противоречий среди представителей Ф. ш., отразившимся, в частности, в спорах
между Фроммом и Маркузе (1950-60-е гг.), в отходе мн. молодых представителей
Ф. ш. от идей её основоположников (эволюция Хабермаса и др.), что привело
по существу к распаду школы в нач. 70-х гг. Ф. ш. оказала значит, влияние
на развитие немарксистской социальной и филос. мысли в ФРГ и США и на теоретич.
оформление идеологии т. н. "новых левых" (хотя Адорно и Хоркхаймер, а также
Хабермас отмежевались от леворадикальных тенденций этого движения).


Лит.: Социальная философия франкфуртской
школы, М., 1975; Die "Frankfurter Schule" im Lichte des Marxismus, Fr./M.,
1970; Rohrmoser G., Das Elend der kritischen Theorie, Freiburg, 1970.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я