ФОТОИСКУССТВО

ФОТОИСКУССТВО разновидность
художеств. творчества, в основе к-рого лежит использование выразит. возможностей
фотографии.


Особое место Ф. в художеств.
культуре определяется тем, что оно стало первым в истории "техническим"
иск-вом, к-рое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений
в науке (физике, химии, оптике) и технике. К сер. 20 в., когда группа видов
технич. иск-ва пополнилась кинематографом (см. Киноискусство), телевидением,
радиоискусством, дизайном
и т. д., Ф. превратилось в обширную (и всё
более раздвигающую свои границы) область творчества, куда как самостоят.
разновидности входят д о-кументальное Ф., художественная фотография и прикладное
Ф. (используемое в плакате, оформлении книг, рекламе и т. д.).


К новому, необычному "техническому"
средству фиксации изображений с первых дней своего существования обратились
представители изобразит. иск-ва. Один из изобретателей фотографии Л. Ж.
М. Дагер был художником, и первые фотографич. снимки (дагеротипы) создавались
в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта.
Ранняя фотография открыто имитировала произв. живописи; каждое направление
в изобразит. иск-ве 19 в. (романтизм, критич. реализм, импрессионизм) имело
своего двойника в пик-ториальной (т. е. подражающей живописи) фотографии.
Приверженцы пик-ториализма, получившего назв. художественной фотографии,
немало сделали для того, чтобы Ф. обрело высокую изобразит. культуру, ощутило
свою ор-ганич. связь с пластич. иск-вами. К наиболее примечат. результатам
подобные поиски привели в фотопортрете. Г. Ф. На-дар во Франции, Дж. М.
Камерон в Великобритании, А. И. Деньер и С. Л. Левицкий в России и др.,
восприняв от живописи мастерство анализа человеческой индивидуальности,
вместе с тем сделали важный шаг на пути использования различных съёмочных
эффектов (освещения и т. д.) для достоверной передачи документально воссозданных
черт личности портретируемого человека.


Если в портретном жанре уже
в сер. 19 в. разрабатывались образные возможности, специфические только
для Ф., то произведения др. жанров первоначально целиком принадлежали к
пикториальному направлению. Фотографы-пикториалисты, в большинстве случаев
в прошлом живописцы и графики, создавали очень сложные по замыслу и исполнению
композиции; нередко при этом фотографу приходилось монтировать произведение
из неск. негативов [так, помпезная аллегорич. композиция "Два жизненных
пути" англ. мастера О. Рейландера (1856) была смонтирована из 30 негативов].
Процесс работы над фотокомпозициями зачастую включал в себя создание графич.
набросков - так, как это принято при создании живописных полотен.


Параллельно с направлениями
Ф., развивавшимися в искусств. среде ателье, уже с 1860-х гг. распространилась
техника натурной фотосъёмки. Однако и фотопейзаж вплоть до 1920-х гг. развивался
в духе имитации пейзажа живописного (француз Р. Ламар, бельгиец Л. Миссон,
англичанин А. Кейли, русский С. А. Саврасов и др.). Подобно тому как в
портретном жанре Ф. получило распространение т. н. рембрандтовское освещение,
в фотопейзаже кон. 19 - нач. 20 вв. использовались принципы импрессионистич.
живописи.


Этнографич. натурная фотография
2-й пол. 19 в. была своеобразным подобием записной книжки путешественника:
она ставила перед собой целью достоверную фиксацию жизненного материала.
Результаты ранних натурных этнографических съёмок показали плодотворность
этого метода, ибо послужили основой для возникновения репортажной фотографии.
Широкий общественный отклик имели (нередко отмеченные суровой правдивостью)
фотографии с фронтов Крымской 1853-56 (Р. Фентон), Гражданской в США 1861-65
(М. Б. Брейди, А. Гарднер), русско-турецкой 1877- 1878 (А. И. Иванов, Д.
Н. Никитин, М. В. Ревенский) войн.


Чрезвычайно большое, в нек-рых
отношениях решающее, значение для становления Ф. имели технич. и науч.
достижения в фотографии. Открытие способа приготовления сухих бромо-желатиновых
пластин (Р. Мэддокс, Великобритания, 1871) позволило отказаться от т. н.
мокроколлодионного метода и производить фотоматериалы фабричным способом,
что значительно упростило процесс фотографирования. Предложенный в 1883
рус. фотографом С. А. Юрков-ским, а затем усовершенствованный австрийцем
О. Аншюцем шторно-щелевой затвор, приспособленный к коротким экспозициям,
позволил фотографировать людей и предметы в движении. Создание Дж.
Истменом портативной камеры "Кодак" (США, 1886-88) дало новый толчок для
развития репортажной фотографии. На протяжении 2-й пол. 19 в. и в 20 в.
создавались новые, всё более совершенные и разнообразные фотографические
объективы и др. элементы фотооптики (напр., приставки и спец. объективы
для панорамной съёмки). Работы Л. Дюко дю Орона (Франция, 1868-69), Ф.
Айвса (США, 1881), Г. Липмана (Франция, 1891), Б. Гомольки в 1907 и Р.
Фишера в 1912 (Германия) заложили основы цветной фотографии.


Важной вехой в истории Ф.
явились исполненные Э. Майбриджем (США) циклы фотографий, снятых неск.
камерами с разных точек зрения ("Галопирующая лошадь", 1878; "Фигура в
движении", "Прыгающая девушка" - оба 1887), к-рые обнаружили необычайную
красоту пластики реальных движений. Во многом благодаря этим новшествам
в 1-й четверти 20 в. усилился интерес к интерпретации в Ф. форм реального
мира (а не образных принципов, выработанных в иной области иск-ва, т. е.
в живописи). Наряду с пикториализмом в Ф. 1910-х гг. всё большее значение
получал доку-ментализм (Э. Атже во Франции, П. Мартин в Великобритании,
А. Стиглиц в США, М. П. Дмитриев в России и др.), в русле к-рого создавались
произв., посвящённые прозе повседневной городской или сел. жизни, проникнутые
горячим сочувствием к "маленькому человеку".


Важную роль в эволюции Ф.
на этом этапе сыграли такие тесно связанные с успехами журналистики приёмы
фотографирования, как репортажная съёмка "скрытой камерой", длит.
фотонаблюдение (т. н. привычная камера), создание фотосерий (т. е. фотоочерков
или цикла фотографий на одну тему). Становление и развитие этих форм документального
Ф. во многом было связано с появлением лёгкой, работающей на киноленте
камеры "Лейка" (изобретена немцем О. Барнаком в 1914, массовый выпуск налажен
в 1925). Характерные для 1920-х гг. обогащение возможностей репортажной
фотографии и достижения документального Ф. во многом способствовали окончат.
признанию самостоятельной эстетич. ценности фотографич. изображений. Внимание
обращалось теперь преимущественно на создание правдивых образов, воспроизводящих
жизнь "в формах самой жизни ".


Преодолевая черты этнографической
или чисто жанровой созерцательности, характерные для многих социальных
наблюдений в документальной Ф. нач. 20 в., лучшие представители зарубежного
фоторепортажа 20-30-х гг. сумели создать обобщённые образы разлагающейся
бурж. демократии, её капитуляции перед надвигающимся фашизмом (нем. мастера
А. Айзенштадт и Э. Заломон), впечатляющие картины обнищания нар. масс (произведения
У. Эванса, Д. Ланге, Р. Ли, Б. Шана и др. мастеров, работавших в нач. 30-х
гг. в США).


В 1910-20-е гг. интенсивно
проводились исследования выразит. возможностей фотоматериалов: среди мастеров
Ф. популярность обрели композиции (т. н. фотограммы венгра Л. Мохой-Надя
и рейограммы американца Мэн Рея; подобными экспериментами занимались также
А. Ренгер-Патч в Германии, Я. Функе в Чехословакии и др.), полученные без
применения фотоаппарата с помощью различных предметов, накладываемых на
чувствит. бумагу и оставляющих на ней свои следы под воздействием света.
Эти опыты послужили основой для развития фотографики, обогатившей арсенал
художеств. средств Ф.; однако решительный отказ от принципа изобразительности
открывал путь для вторжения в Ф. модернистских концепций (близких дадаизму,
сюрреализму
и др. авангардистским течениям).


Подлинным триумфом документального
Ф. явился сов. фоторепортаж 20-х - нач. 30-х гг., возникший из потребности
в конкретном рассказе о происходивших в стране грандиозных социальных преобразованиях.
Фотокомпозиции 20-х гг., появившиеся в газетах и журналах ("Огонёк", "Советское
фото" и др.), сразу же заняли видное место в ряду бурно развивавшихся форм
революц. иск-ва. Открывая в сов. действительности черты, непосредственно
выявляющие пафос социалистического строительства, мастера документального
Ф. 20-х гг. (М. В. Альперт, Б. В. Игнатович, Е. И. Лангман, А. М. Родченко,
С. О. Фрид-лянд, Я. Н. Халип, А. С. Шайхет и другие) виртуозно использовали
новаторские приёмы создания фотографич. выразительности (необычные ракурсы
и т. д.), отнюдь не превращая их в самоцель (напр., эффектная верхняя точка
съёмки позволяла передать на снимке истинные масштабы происходящих в стране
преобразований).


Наряду с документальным Ф.
успешно развивалась студийная фотография. Виднейшим мастером фотопортрета
был М. С. Наппельбаум (ему принадлежит первый в советское время фотопортрет
В. И. Ленина; среди др. мастеров, фотографировавших Ленина, ведущее место
занял П. А. Оцуп). В 20-30-е гг. выдвинулись также фотопортретист А. П.
Штеренберг, фотопейзажисты Н. П. Андреев, Ю. П. Ерёмин, С. К. Иванов-Аллилуев,
К. А. Лишко, А. В. Скурихин, применявшие т. н. мягкорисующую оптику и особые
способы печати, позволяющие детально разрабатывать тональные отношения.


Создателями сов. прикладного
Ф. (часто использующего технику фотомонтажа) явились Родченко и
Л. М. Лисиц-кии, обогатившие художеств. возможности книжной иллюстрации,
плаката, оформительского иск-ва.


Новым этапом развития сов.
документального Ф. стал репортаж периода Великой Отечеств. войны 1941-45.
Вместе с мастерами старшего поколения активно выступали Д. Н. Бальтерманц,
А. С. Гаранин, И. Е. Озерский, М. С. Редькин, М. И. Савин, Г. 3. Санько,
М. А. Трах-ман, Е. А. Халдей, И. М. Шагин и др. Пользуясь портативными
камерами ("Лейка", "ФЭД"), воен. репортёры сохранили для будущих поколений
правдивый образ всенародной борьбы с фашизмом. Свой вклад в создание фотолетописи
2-й мировой войны 1939-45 внесли и репортёры др. стран антигитлеровской
коалиции (американец Д. Дункан и др.).


Зарубежное документальное
Ф. 1950- 1970-х гг. характеризуется многообразным развитием жанровой фотографии,
обычно создаваемой в результате путешествий фоторепортёров, посылаемых
крупными агентствами, по различным странам. Среди документальных снимков,
поставляемых объединением "Магнум", редакциями иллюстрированных журналов
типа "Лайф" и агентствами печати (Юнайтед пресс интернэшонал,
Ассошиэйтед пресс, Рейтер, Франс пресс
и т. д.), наряду с обезличенной
фотоинформацией, рассчитанной на удовлетворение самых невзыскательных вкусов,
встречаются подлинные произв. иск-ва. Яркой антимилитаристской направленностью
отличались воен. фоторепортажи В. Бишофа, Р. Капы, Д. Сеймура, созданные
во время американской агрессии во Вьетнаме и др. войн 60-х гг. Фотокниги
франц. мастера А. Картье-Брессона, созданные в результате его путешествий
40-50-х гг., привлекают виртуозным умением автора проникать в характер
жизни разных народов средствами документального Ф. Прогрессивные тенденции
совр. документального Ф. капиталистич. стран представлены также творчеством
Б. Дейвидсона, А. Кертеса, Д. Уинера, Д. Фрида и др. Яркими достижениями
отмечено развитие документального Ф. социалистич. стран [среди ведущих
мастеров - Т. Лер (ГДР), Л. Ложиньский (Польша), Э. Пардубски (Чехословакия),
Л. Альмаши (Венгрия), А. Михаило-пол (Румыния), И. Скринский (Болгария)].


Художеств. фотография, к-рая
в 19 - нач. 20 вв. (т. е. в пору отсутствия малоформатных съёмочных камер
и особо светочувствительных материалов, мешавшего развитию документального
Ф.) представлялась главным и даже единственным путём развития фотографич.
творчества, в сер. 20 в. заняла более скромное место в совр. Ф. В отличие
от фотодокументализма, основанного на принципе непосредств. воспроизведения
впечатлений "потока жизни", художеств. фотография продолжала существовать
как особая форма фотографич. творчества, в к-ром автор интерпретирует натуру
посредством создания искусств. среды (фотоателье) или посредством различного
рода лабораторных преобразований (фотомонтаж, фотографика, подчёркивающая
лежащий в основе фотографич. изображения чёрно-белый контраст, соляризация,
различные модификации позитивного процесса и т. д.). Как и на
рубеже 19-20вв., художеств. фотография развивается, чутко отражая многообразные
направления изобразит. иск-ва, в т. ч. и многие кризисные его тенденции.


П. Брассаи во Франции, X.
Каллаган, Д. Кипис, А. Сискайнд, А. Уэстон (все - США) и др., фотографируя
штукатурку старых стен, обрывки плакатов, трещины на асфальте и т. д.,
изменяя при этом масштабы и фактуру до неузнаваемости, создают композиции
в духе абстрактного искусства. Тенденции к эпич. величавости в трактовке
дикой природы (А. Адаме, США), психологизму сюрре-алистич. толка (Т. дель
Тин в Италии, Д. Харисиадис в Греции), экспрессионистич. напряжённости
образов (Б. Брандт в Великобритании) свойственны совр. зарубежному фотопейзажу.
Гуманистич. пафосом проникнуты произв. лучших мастеров зап.-европ. и амер.
фотопортрета (Р. Аведон, Брассаи, Ю. Карш, Э. Стайхен, Ф. Халсман и др.).
Мастерами фотографики зарекомендовали себя Ф. Ройтер (Италия), В. Раух
(ФРГ), Э. Хартвиг (Польша).


Продолжает интенсивно развиваться
прикладное Ф., где чисто коммерч. задачи порой переплетаются с подлинно
художеств. творчеством, тяготеющим к созданию средствами фотомонтажа, рекламного
фото и т. д. своеобразных фрагментов гротескно-сатирич. летописи совр.
эпохи.


В 1970-е гг. чрезвычайно
усилилось влияние фотографич. форм художеств. видения на живопись и графику,
что привело к появлению различных видов т. н. гиперреализма (представители
к-рого имитируют Ф., надеясь найти выход из тупика новейших модернистских
течений).


Совр. этап в развитии сов.
документального Ф. (начавшийся в первые послевоен. годы) характеризуется
особым многообразием жанровых форм и творч. манер. Появление новой аппаратуры
способствует специализации многих мастеров в области определённых тем и
направлений фототворчества. Постоянный интерес к темам музыки (О. В. Макаров),
балета (Е. П. Умнов), драматич. театра (А. С. Гаранин), спорта (И. П. Уткин,
B.C. Шандрин), авиации (В. М. Лебедев) позволяет авторам достигать большой
глубины в образном раскрытии жизненного материала; тема памяти о героях
Великой Отечеств. войны впечатляюще интерпретируется фотомастерами, прошедшими
по её дорогам (М. П. Ананьин, В. М. Мастюков). Создание Агентства печати
Новости
(АПН), деятельность фотохроники ТАСС, издание большого количества
иллюстрированных журналов ("Огонёк", "Советский Союз", "Смена", "Советский
экран"
и др.) расширили "географию" советского фоторепортажа (В. А.
Генде-Роте, Г. А. Колосов, В. С. Резников, В. С. Тарасевич, Л. Н. Шер-стенников
и др.). В образах документального Ф. (прежде всего в крупных фотожанрах,
например фотоочерке) всё чаще предстают не только события, но и отдельные
люди, трактованные с глубоким проникновением в их индивидуальную психологию.
Современное советское документальное Ф. отмечено расцветом т. н. репортажного
портрета, в к-ром человек снят не в спец. условиях фотоателье, но в процессе
труда, на улицах города, в домашней обстановке. С 1969 (в связи с созданием
изд-ва "Планета") развивается новый жанр сов. документального Ф.
[создание фотокниг - ежегодников ("Фото-70" и т. д.), региональных альманахов
("Северное сияние", 1974, и др.), авторских изданий]. Среди нац. школ сов.
документального Ф., окончательно оформившихся в 60-70-е гг., одно из ведущих
мест занимает литовская (А. Кунчюс, А. Мацияускас, А. Суткус и др.)


В области сов. художеств.
фотографии в 50-70-е гг. успешно выступали В. А. Малышев (цветной фотопортрет),
А. Кочар, Р. Л. Баран (использующий для акцентировки черт портретируемого
различные эффекты печати), фотопейзажисты А. М. Перевощиков и успешно применяющие
возможности цвета А. Г. Бушкин, В. Е. Гиппенрейтер, Л. Л. Зиверт, Н. Ф.
Козловский. Методы фотомонтажа, фотографики, негативно-позитивного комбинирования,
печати посредством цветных фильтров и масок разрабатывают Л. Балодис, В.
С. Бутырин, Р. Ди-хавичюс, П. Карпавичюс, П. Тооминг и др. Новые эстетич.
критерии вырабатывает совр. сов. прикладное Ф., привлекающее внимание мн.
фотохудожников (В. Ф. Плотникова и др.).


Илл. см. на вклейках, табл.
XXVIII- XXXI (стр. 528-529).


Лит.: Морозов С.,
Русская художественная фотография, М., 1955; его же, Советская художественная
фотография, М., 1958; его же. Искусство видеть, М., 1963; его же, Фотография
среди искусств, [М., 1971]; Наппельбаум М., От ремесла к искусству, М.,
1958; Photographis. The international annual of advertising and editorial,
Z., 1966-; Pawek K., Das Bild aus der Maschine. Skandal und Triumph der
Photographic, Olten - Freiburg im Breisgau, 1968; Gernsheim H. and A.,
The history of photography from the camera obscura to the beginning of
modern era, N. Y., [1969]; The encyclopedia of photography, v. 1-20, N.
Y.- Toronto-L., [1974]; One hundred years of photographic history, Albuquerque
(New Mexico), 1975. А. С. Вартанов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я