ФОТОГРАФИЯ

ФОТОГРАФИЯ (от
фото... и ...графия),
совокупность методов получения стабильных во
времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных
слоях (СЧС) путём закрепления фотохимич. или фотофизич. изменений, возникающих
в СЧС под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом Ф.


Общая последовательность
действий в Ф. не зависит от выбора СЧС и процесса получения стабильного
изображения на нём и включает след. стадии: создание на поверхности СЧС
распределения освещённостей, соответствующего изображению или сигналу;
появление в СЧС вызванных действием излучения химич. или физич. изменений,
различных по величине в разных участках СЧС и однозначно определяемых экспозицией,
подействовавшей на каждый участок; усиление произошедших изменений,
если они слишком малы для непосредственного восприятия глазом или прибором;
стабилизация непосредственно возникших или усиленных изменений, к-рая позволяет
длительно сохранять полученные изображения или записи сигналов для последующего
рассматривания или анализа; извлечение информации из полученного изображения
- рассматривание, считывание, измерение и т. д. Эта общая схема может быть
дополнена (напр., такой стадией, как размножение изображений), отдельные
из перечисленных стадий могут быть разделены на более дробные или совмещены,
но в целом схема сохраняется во всех процессах Ф.


Первоначально Ф. создавалась
как способ фиксации портретных или натурных изображений за периоды времени,
много меньшие, чем требуются для той же цели художнику. Однако по мере
расширения возможностей Ф. стал увеличиваться и круг решаемых ею задач,
чему особенно способствовало появление кинематографии и цветной
фотографии;
соответственно возрастали роль и значение Ф. в жизни человечества.
В 20 в. Ф. стала одним из важнейших средств информации и документирования
(фиксация лиц, событий и т. п.), технич. основой самого массового вида
искусства - киноискусства, входит в число осн. технич. средств полиграфии,
служит орудием исследования во мн. отраслях науки и техники. Это разнообразие
задач, решаемых с помощью Ф., позволяет считать её одновременно разделом
науки, техники и искусства.


Независимо от области применения
Ф. можно подразделить на более частные виды по мн. признакам, напр.: по
временному характеру изображения - на статическую и динамическую (наиболее
важным примером к-рой служит кинематография); по химич. составу СЧС - на
серебряную (более строго - галогенидо-серебряную) и несеребряную; по способности
передавать только яркостные или также и цветовые различия в объекте - на
чёрно-белую и цветную; в зависимости от того, передаются ли изменения яркостей
в объекте различиями поглощения света в изображении или различиями оптической
длины пути
света в нём - на амплитудную и фазовую; по пространственному
характеру изображений - на плоскостную и объёмную. Последнее разделение,
впрочем, требует оговорки: любое фотографич. изображение само по себе является
плоским, а его объёмность (в частности, в стереоскопической Ф.) достигается
одновременной съёмкой объекта с двух близких точек и последующим рассматриванием
сразу двух снимков (при этом каждого из них только одним глазом). Совершенно
особым видом объёмной Ф. можно считать голографию, но в ней способ
записи оп-тич. информации об объекте и его пространственных свойствах принципиально
иной, чем в "обычной" Ф., и похож на Ф. только использованием СЧС для записи
информации.



Исторический очерк. История
Ф. начинается с опытов, в к-рых на бумагу или холст с помощью камеры-обскуры
проектировали изображение объекта и зарисовывали его. Эти опыты начались
не позднее конца 15 в.; о них знал и сам воспроизводил их ещё Леонардо
да Винчи.
Однако Ф. в собственном смысле слова возникла значительно
позднее, когда не только стало известно о светочувствительности мн. веществ,
но и появились приёмы использования и сохранения изменений в таких веществах,
вызванных действием света. В числе первых светочувствительных веществ в
18 в. были открыты и исследованы соли серебра. В 1802 Т. Уэджвуд в Великобритании
смог получить изображение на слое AgNOзакрепить. Датой изобретения Ф. считают 1839, когда Л. Ж. М. Дагер сообщил
Парижской академии о способе Ф., названном им в собственную честь дагеротипией,
хотя авторство его было спорным и мн. важнейшие особенности этого способа
являются достижениями Ж. Н. Ньепса, разработанными им единолично
или в сотрудничестве с Дагером. Почти одновременно с Дагером о др. способе
Ф.- калотипии (от греч. kalos - красивый, превосходный и typos - отпечаток)
сообщил в Великобритании У. Г. Ф. Тол-бот (патент на этот способ выдан
в 1841). Сходство обоих названных способов ограничивалось использованием
Agl в качестве СЧС, различия же велики и принципиальны: в дагеротипии получалось
сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало
процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии изготовлялся
негатив, с к-рого можно было делать любое число отпечатков. В этом
отношении калотипия более близка к совр. Ф., чем дагеротипия; кроме того,
в первой из них, как и в совр. Ф., проявление использовалось не только
для того, чтобы сделать скрытое фотографическое изображение видимым
для глаза, но и для того, чтобы его усилить.


Из дальнейших открытий, принципиально
важных для развития Ф., надо отметить прежде всего переход от камеры-обскуры
со случайно выбранным объективом низкого качества к камере со спец. хорошо
исправленным съёмочным объективом (его создал венг. оптик И. Пец-валь в
1840; от. н. условии Пецваля см. ст. Кривизна поля) и переход от
мокрых СЧС, приготовляемых непосредственно перед съёмкой, к заранее приготовляемым
сухим СЧС, способным длительно храниться в темноте без существенных изменений.
В этом отношении решающую роль сыграли замена колло-дионных (см. Коллодий)
СЧС желатиновыми (желатину в Ф. впервые широко использовал англичанин
Р. Мэддокс, 1871), а также применение вместо чистого Agl др. галогенидов
Ag, более удобных с практич. точки зрения. Наиболее распространённый вид
СЧС - сухие желатиновые слои с диспергированными в них микрокристаллами
AgHal (Hal = = С1, Br, Cl + Br, Cl + I, C1 + Вr + I, Вr + I, причём
содержание Agl ни в одном случае не превышает неск. %). Именно такие
СЧС стали массово выпускаться промышленностью с сер. 1870-х гг. Первоначально
их изготовляли на стеклянной подложке (пластинки), а затем также на бумажной
и плёночной. Хотя массовый выпуск плёнок начался на полтора десятилетия
позже, чем пластинок (после изобретения гибкой нитроцеллю-лозной подложки
амер. изобретателем Г. Гудвином, 1887), этот вид материалов постепенно
стал преобладающим, чему сильно способствовало создание малогабаритных
плёночных камер, со временем вытеснивших громоздкие пластиночные камеры
(за исключением спец. репродукционных). К 70-м гг. 20 в. ок. 90% всех выпускаемых
AgHal-СЧС составляют плёнки, а на долю пластинок приходится менее 1%. В
совр. ассортименте фотографических материалов плёнки обычно являются
негативными СЧС (кроме кинопозитивных и обращаемых - см. ниже), бумаги
- позитивными (за исключением спец. копировальных), пластинки - только
негативными (см. Бумага фотографическая, Пластинки фотографические,
Плёнка
кино- и фотографическая).


Важнейшую роль в развитии
Ф. на AgHal-СЧС сыграло открытие оптической сенсибилизации (нем.
учёный Г. Фогель, 1873), т. е. расширения спектральной области чувствительности
СЧС путём введения в них красителей, поглощающих свет больших длин волн,
чем AgHal [к-рые поглощают только в ультрафиолетовой (УФ) области и на
коротковолновом участке видимой облас-сти, не дальше синей части]. Этим
был преодолен крупный недостаток прежних СЧС. Уже в 1880-х гг. большинство
выпускаемых СЧС стали ортохроматическими (см. Ортохроматические материалы),
чувствительными к жёлтому цвету, а с 1920-х гг. осн. место среди массово
выпускаемых СЧС заняли панхроматические материалы, чувствительные
к оранжево-красной части спектра. Затем появились и AgHal-СЧС, чувствительные
до длин волн 1,2-1,3 мкм, соответствующих смежному с видимой областью
участку инфракрасной (ИК) области, однако не для любительской съёмки, а
только для научно-технич. целей (см. Инфрахроматические материалы).
Дальнейшее продвижение чувствительности СЧС в длинноволновую сторону
невозможно, т. к. равновесное тепловое излучение окружающих тел сосредоточено
как раз в ИК-области. Непрерывно действуя на сенсибилизируемые СЧС в течение
всего времени между их изготовлением и использованием, оно вуалирует их
до недопустимого уровня (см. Вуаль фотографическая) уже в первые
сутки или даже часы их хранения. Преодолеть это ограничение для любого
вида Ф. на AgHal-СЧС принципиально невозможно.


Напротив, в коротковолновую
сторону чувствительность AgHal-СЧС не ограничена ничем. На AgHal-СЧС оказывают
действие не только уже упоминавшиеся излучения видимой и близкой УФ-области,
но и более коротковолновые, включая рентгеновское и гамма-излучения, а
также ядерные частицы и электронные пучки. Благодаря этому AgHal-СЧС уже
давно применяются для получения изображений в рентгеновских лучах и пучках
электронов (см. Рентгенограмма, Радиография, Электронная микроскопия);
они стали также одним из распространённых средств для регистрации и
измерения дозы ионизирующих излучений. Более того, нек-рые из этих
излучений, как и ряд элементарных частиц, были открыты именно с помощью
AgHal-СЧС (см. Ядерная фотографическая эмульсия).



Изготовление светочувствительных
материалов на основе AgHal (см. также Фотографическая эмульсия).
AgHal-СЧС получают нанесением (т. н. поливом) светочувствительной эмульсии
- взвеси частиц AgHal в желатине или др. защитном коллоиде - на подложку.
Наиболее важные характеристики СЧС с такими эмульсиями, кроме физико-ме-ханич.
и геометрических, формируются преимущественно до полива. К ним относятся
прежде всего параметры, связанные с характеристической кривой,- светочувствительность,
вуаль, контрастности коэффициент, а также спектральная чувствительность
и структурные характеристики, обусловленные размерами микрокристаллов
(МК) AgHal. Основные этапы изготовления AgHal-СЧС:


1) Эмульсификация и первое
(т.н. физическое) созревание. На этом этапе происходит образование и рост
твёрдой фазы эмульсии, т. е. МК AgHal. Образование AgHal является результатом
реакции между AgNOч. калия) в растворе, содержащем желатину, к-рая предотвращает слипание
образующихся МК. Одновременно с образованием и ростом МК в растворе начинается
перекристаллизация, т. е. преимущественный рост более крупных МК за счёт
растворения более мелких. На скорость и результаты перекристаллизации существенно
влияет наличие желатины. К концу реакции образования AgHal перекристаллизация
становится преобладающим процессом. Чёткая граница между эмульсификацией
и созреванием существует не всегда, и разделение этапа на 2 процесса иногда
является формальным. В результате обоих процессов формирование твёрдой
фазы полностью завершается и ни одна из последующих стадий не оказывает
почти никакого влияния на размеры МК. Поэтому ряд свойств будущего СЧС
(зернистость, отчасти разрешающая способность и др.) задаются именно
на первом этапе; заметную роль в их формировании играет также соотношение
масс желатины и AgHal: от него зависит рассеяние света в СЧС при экспонировании,
а тем самым и краевая резкость деталей изображения, получаемого на СЧС.
Вместе с тем сен-ситометрич. характеристики будущего СЧС зависят от условий
и результатов первого этапа лишь косвенно (в частности, потому, что МК,
сформировавшиеся без дефектов структуры, практически не светочувствительны
и мало влияют на светочувствительность фотоматериала даже после дальнейшей
его обработки) и формируются в основном на последующих этапах; светочувствительность
же эмульсий после первого созревания всегда мала.


2) Второе (т. н. химическое)
созревание. На этом этапе эмульсию выдерживают определённое время при повышенной
темп-ре, способствующей протеканию реакций на поверхности МК между AgHal
и микрокомпонентами желатины - соединениями двухвалентной серы, восстановителями
и т. д. Часто в таких реакциях участвуют специально вводимые вещества,
прежде всего соединения серы (если их содержание в желатине мало), а также
соли золота. В результате этих реакций и второго созревания в целом на
поверхностях МК, в первую очередь на поверхностных дефектах, образуются
примесные центры - малые частицы веществ, отличных от AgHal; ими могут
быть сульфиды Ag, Au, совместные золото-серебряные сульфиды, металлич.
частицы Ag и Au и др. Во время экспонирования МК на таких частицах закрепляются
подвижные фотоэлектроны; с этого и начинается образование скрытого изображения.
Т. о., именно наличие примесных центров в основном определяет способность
МК к дальнейшему участию в фотографич. процессе, а природа и размеры примесных
центров определяют эффективность этого процесса, т. е., в конечном счёте,
светочувствительность всей эмульсии; не случайно их принято наз. центрами
чувствительности. То обстоятельство, что они расположены на поверхности
МК, чрезвычайно важно; центры скрытого изображения при последующем проявлении
сразу вступают во взаимодействие с проявляющими веществами и принимают
электроны от их молекул. Однако если проводить второе созревание слишком
долго или при излишне высокой темп-ре, реакции желатины с МК заходят слишком
далеко, примесные центры становятся избыточно большими и способными принимать
электроны от проявляющих веществ без участия скрытого изображения. Такая
эмульсия может восстанавливаться в проявителе без экспонирования; в этом
случае примесные центры наз. центрами вуали. При умеренном втором созревании
центры вуали также образуются, но лишь в слабой мере, на немногих МК. Оптимальным
можно считать такое второе созревание, в к-ром достигается макс. светочувствительность
при миним. вуали. Это условие выполнимо тем труднее, чем больше различаются
между собой отд. МК, и именно здесь сказывается роль предшествующего этапа
- первого созревания, определяющего степень разнородности МК по размерам
и совершенству кристаллич. структуры. Разнородностью МК, как до, так и
после второго созревания, в основном определяется также коэффициент контрастности
будущего СЧС, в среднем тем меньший, чем разнородность МК больше.


3) Подготовка эмульсии к
поливу. На этом этапе заканчивается формирование сенситометрич. свойств
будущего СЧС и задаются его осн. физи-ко-механич. характеристики. С этими
целями при подготовке к поливу в эмульсии вводят многочисленные добавки,
из к-рых важнейшими являются: оптические красители-сенсибилизаторы, адсорбирующиеся
на МК и расширяющие спектральную область чувствительности СЧС; компоненты
цветного проявления (только в цветофотографических материалах), участвующие
в образовании красочных изображений; стабилизаторы, препятствующие изменению
светочувствительности и вуали во время хранения готовых СЧС до экспонирования;
дубители, повышающие механич. прочность, упругость и темп-ру плавления
желатины, а тем самым и всего СЧС; пластификаторы, снижающие хрупкость
СЧС после дубления; смачиватели, улучшающие контакт эмульсии с подложкой
при поливе и позволяющие получить более равномерные СЧС.


4) Полив. На этом этапе эмульсию
наносят тонким (обычно 5-15 мкм) слоем на подложку. Полученный материал
высушивают, а затем нарезают на нужный формат. Здесь не только задаются
геометрич. характеристики СЧС, но и регулируются нек-рые др. параметры,
напр. максимально достижимая оптическая плотность проявленного СЧС.



Освовные виды процессов
на AgHal-СЧС. Наиболее распространённым вариантом чёрно-белой Ф. на
AgHal-СЧС до недавнего времени были производимые раздельно негативный
процесс
и позитивный процесс, впервые реализованные ещё в калотипии
Толбота. В этом варианте экспонированный СЧС подвергают проявлению фотографическому,
в ходе которого до металлич. Ag избирательно восстанавливаются только
те МК, на которые подействовало (и создало на них скрытое изображение)
экспонирующее излучение. На стадии фиксирования фотографического, следующей
за проявлением, неиспользованные МК растворяются и удаляются из СЧС, а
металлич. Ag проявленного изображения остаётся в желатине. Наибольшее почернение
образуется на участках СЧС с наибольшим оставшимся количеством Ag, т. е.
на участках, соответствующих самым светлым участкам объекта; т. о., распределения
света и темноты в подобном изображении (негативе) и объекте противоположны.
Затем тот же процесс повторяют на др. СЧС, используя в качестве объекта
негатив; тогда после проявления полученное изображение передаёт распределение
света и темноты противоположно негативу, но правильно по отношению к объекту
первоначальной съёмки. Оно представляет собой позитив. При этом
передача действит. соотношения яркостей участков объекта в его изображении
(фотографическое тоновоспроизведение) не обязательно количественно
точна: точность передачи ограничивается нелинейностью характеристической
кривой AgHal-СЧС и возможна лишь на участке её, характеризуемой фотографической
широтой.



После 1950 всё возрастающее
распространение получает прямой позитивный вариант чёрно-белой Ф. на AgHal-СЧС,
не требующий получения промежуточного негатива, т. н. Ф. на обращаемых
материалах (см. Обращение в фотографии). В этом варианте СЧС после
экспонирования также проявляют, но затем его не фиксируют, а переводят
металлич. серебро изображения в растворимые в воде соединения (см. Отбеливание
фотографическое).
Если в таком СЧС удалить Ag, созданное первым проявлением,
а затем подвергнуть его вторичному экспонированию и повторно проявить,
то на каждом участке число проявленных МК будет тем больше, чем меньше
их восстановилось при первом проявлении, чем меньшей была экспозиция от
объекта на соответствующем участке СЧС, а значит, и чем меньше была яркость
изображаемой детали объекта. Т. о., получаемое изображение есть позитив.
В принципе подобный вариант обработки применим к любому СЧС, но хорошего
тоновоспроизведения достигают лишь на спец. обращаемых материалах. Наибольшее
применение этот вариант Ф. получил при изготовлении снимков в виде диапозитивов
или фильмов для последующей проекции и рассматривания на экране, тогда
как при изготовлении отпечатков на бумаге и размножении изображений раздельный
негативно-позитивный вариант значительно удобнее.


Распространение получил также
и др. вариант чёрно-белой Ф. на AgHal-СЧС, основанный на т. н. процессе
с диффузионным переносом. В СССР для любительской съёмки этот процесс реализован
в фотокомплекте "Момент", за рубежом соответствующие комплекты выпускаются
в неск. разновидностях по лицензиям впервые разработавшей их фирмы "Поляроид"
(США). Комплект включает сравнительно крупноформатную (напр., с размером
кадра 9 X 12 см) фотокатушечную съёмочную камеру, негативную AgHal-фотоплёнку,
вязкий обрабатывающий раствор многоцелевого назначения, равномерно наносимый
на поверхность плёнки при её перемотке в камере сразу после экспонирования,
и приёмный позитивный слой, прикатываемый к проявляющемуся негативному
слою при той же перемотке. Обрабатывающий раствор не только восстанавливает
экспонированные МК негативного СЧС, формируя в нём обычное негативное изображение,
но также растворяет неэкспонированные МК, переводя содержащееся в них Ag
в соли или комплексы, и восстанавливает связанное таким образом Ag из неэкспонированных
МК на противолежащих участках позитивного слоя после того, как указанные
соединения Ag туда продиффун-дируют. При этом не требуется, чтобы позитивный
слой был светочувствительным; чаще всего это просто бумажный слой с нанесённым
на него покрытием, в к-ром содержатся высокодисперсные (см. Дисперсные
системы)
зародыши для отложения на них Ag из восстанавливаемых соединений.
Вследствие высокой вязкости раствора процесс обработки является практически
сухим и позволяет получать, не вынимая негативную плёнку из камеры, готовый
высушенный отпечаток на приёмном слое за время порядка минуты после съёмки.


Особую группу процессов на
AgHal-СЧС составляют процессы цветной фотографии. Их нач. стадии
те же, что и в чёрно-белой Ф., включая возникновение скрытого изображения
и его проявление; однако материалом окончательного изображения служит не
проявленное серебро, а совокупность трёх красителей, образование и количества
к-рых на каждом участке СЧС "управляются" проявленным серебром,
тогда как само серебро впоследствии удаляется из изображения. Как и в чёрно-белой
Ф., здесь имеются раздельный негативно-позитивный процесс с печатью позитивов
либо на спец. цветной фотобумаге (с увеличением), либо на плёнке (в контакте),
и прямой позитивный процесс на обращаемых цветных фотоматериалах. Распространение
получил аналог диффузионного процесса, позволяющий изготовлять цветные
изображения.


Несеребряная фотография и
научно-технические применения фотографии. Материалы и процессы на основе
AgHal обладают мн. исключительно ценными особенностями, такими, как чувствительность
к самым разнообразным излучениям, способность аккумулировать их действие
и тем самым реагировать на предельно слабые их потоки, способность геометрически
правильно передавать изображение в целом и его детали. Вместе с тем постепенно
стало ясно, что в ряде новых направлений прикладной науки и техники особенности
AgHal-СЧС и процессов на них принципиально ограничивают возможности использования
Ф. Так, с появлением голографии резко возросшие требования к разрешающей
способности
СЧС (порядка нескольких тысяч мм-1) и уровню
т.н. фотография, шумов оказались на пределе возможностей AgHal-СЧС вследствие
неустранимо присущей им дискретной структуры; поэтому в голографии наряду
с AgHal-СЧС получили распространение новые СЧС, прежде всего макроскопически
бесструктурные (напылённые слои, полимерные плёнки, стеклообразные вещества
и т. д.). Лишь немногим менее жёсткие требования к разрешающей способности
СЧС (во всяком случае, выше 1000 мм-1) предъявляются
в планарной технологии производства микроэлектронных схем, в устройствах
оптической памяти ЭВМ, в микрофильмировании с большим уменьшением.
Ещё одним принципиальным недостатком процессов на AgHal-СЧС является относительно
большой промежуток времени между экспонированием СЧС и получением на нём
видимого изображения, даже не стабилизированного: ни при каких скоростных
методах проявления и исключении большинства др. операций этот промежуток
не удаётся сделать меньше неск. сек. Между тем всё чаще бывает необходимо
(особенно в информационных системах на основе ЭВМ, технич. телевидении,
голографии, при оптической обработке изображений) считывать и обрабатывать
записанные на СЧС изображения или последовательности сигналов в т. н. реальном
масштабе времени, т. е. за малые доли секунды; в таких условиях любые процессы
на AgHal-СЧС слишком медленны, и переход к несеребряным СЧС становится
неизбежным.


Немалое значение для наметившейся
тенденции заменять, где можно, AgHal-СЧС несеребряными имеет то обстоятельство,
что соли Ag становятся всё более дефицитными и дорогими материалами в связи
с ограниченностью мировых запасов серебра. Это побуждает, с одной стороны,
во всех вновь появляющихся областях применения Ф. сразу ориентироваться
на несеребряные СЧС, а с др. стороны -в традиционных областях применения
AgHal-СЧС изыскивать возможности их замены. На этом пути возникают значит.
трудности, т. к. по уровню чувствительности несеребряные СЧС даже близко
не подошли к AgHal-СЧС, во всяком случае, негативным, и едва ли подойдут
к ним в обозримые сроки. Поэтому для тех применений Ф., где нужны только
высокочувствит. СЧС (профессиональная и любительская киносъёмка, аэрофотосъёмка,
космическая съёмка
и др.), замена AgHal-СЧС пока неосуществима.


До 1950-х гг. AgHal-СЧС были
практически единственным видом промышленно выпускавшихся СЧС; масштабы
применения остальных СЧС, таких, как фер-ро-, диазо- и цианотипные (на
основе соответственно диазония солей и соединений трёхвалентного
железа) для копировальных работ и светозадубливаемые (с соединениями шестивалентного
хрома, т. н. пигментная бумага) для полиграфии, были совершенно
несоизмеримы с объёмом использования AgHal-СЧС. Лишь с 1950-х гг. начались
в широких масштабах разработка, применение и пром. выпуск несеребряных
СЧС. Однако в те же годы стали значительно расширяться и применения Ф.,
так что новые СЧС с самого начала использовались почти исключительно во
вновь возникших областях применения Ф., а производство AgHal-СЧС продолжало
расширяться в соответствии с продолжавшимся расширением традиц. применений
Ф. Лишь в одной из традиц. областей несеребряные СЧС оказались более или
менее полноценными заменителями AgHal-СЧС: в массовой печати кинофильмов.
Для чёрно-белых фильмов нашёл применение т. н. везикулярный процесс, в
к-ром изображение создаётся светорассеивающими пузырьками газообразного
азота, выделяющегося в полимерной плёнке при фотохимич. разложении введённого
в неё светочувствит. диазосоединения. Хотя чувствительность везикулярных
СЧС низка, их использование позволяет реально сократить расход AgHal-СЧС
в кинематографии. При печати цветных фильмов стали использовать др. несеребряный
процесс - гидротипию, в к-рой различия подействовавшей экспозиции
передаются различиями высоты задубленного желатинового рельефа на спец.
СЧС. Рельеф затем окрашивают и применяют как матрицу для печати цвето-делённого
(см. Цветоделение) изображения на несветочувствит. приёмном слое
(бланк-фильме).


Из новых областей применения
Ф., в к-рых используют несеребряные СЧС, раньше других сформировалась как
самостоят. область т. н. репрография, объединяющая "малую" полиграфию,
т. е. копирование и размножение печатных, графич. и машинописных материалов
(текстов, документов, чертежей и т. п.), с микрофильмированием и микрокопированием
таких же материалов для архивных целей (т. е. воспроизведением их с большим
уменьшением для хранения в компактной форме). Репрография прочно заняла
первое место в Ф. по использованию несеребряных СЧС. Из процессов репрографии
наибольшее распространение получила электрофотография, где в качестве
СЧС используют слои аморфного селена или слои ZnO с полимерным связующим,
а в последнее время также слои органич. полупроводника поли-N-винилкарбазола.
Электрофотография применяется исключительно при копи-ровально-множительных
работах, и на её долю приходится до 80% общего объёма таких работ. Наряду
с ней определённое место в копировально-множительной технике занимают др.
несеребряные процессы: термография, диазотипия (на СЧС, содержащих
диазосоединения), упомянутый выше везикулярный процесс, в к-ром также используется
светочувствительность диазосоединений, диффузионные процессы с переносом
красителя. Пока масштабы архивного микрорепродуцирования были сравнительно
скромными, осн. роль в микрофильмировании и микрокопировании играли высокоразрешающие
AgHal-СЧС. В 70-е гг. 20 в. одновременно происходят и бурный рост микрорепродуцирования,
и постепенное вытеснение из этой области AgHal-СЧС диазотипными, везикулярными
и т. н. фотохромными СЧС (см. Фотохромные материалы), сдерживаемое
пока низким уровнем чувствительности перечисленных несеребряных СЧС.


Др. новая область применения,
основанная исключительно на несеребряных материалах и процессах, связана
с использованием Ф. совместно с электроннолучевыми приборами, прежде
всего в телевидении. Здесь изображение регистрируется не как целое, а как
последовательность сигналов, полученных при поэлементном разложении изображения.
Осн. видом материалов для записи таких сигналов являются деформируемые
полимерные слои, на к-рых записывающий электронный или световой пучок создаёт
или изменяет поверхностное распределение зарядов. При последующем размягчении
полимера нагреванием возникшие при облучении электростатические силы деформируют
его поверхность в соответствии с распределением потенциала на ней и т.
о. создают рельеф. Этот рельеф, модулирующий слой по толщине, и есть запись
изображения. Процессы, используемые для получения такой записи, как и форма
самой записи (канавки, лунки, беспорядочные структуры типа "изморози"),
весьма разнообразны (см., напр., Термопластическая запись, Фазовая релъефография).
Начинают применяться двухслойные системы из деформируемого слоя и фотопроводника
(см. Фотопроводимость), что позволяет сочетать запись по методу
фазовой рельефографии с электрофотографич. регистрацией. Считывание записанного
изображения также ведётся в поэлементной последовательности, причём толщина
рельефа записи служит модулятором считывающего светового пучка по фазе,
т. е. этот вид Ф. относится к фазовой Ф.


Ещё одна новая область Ф.-
фотолитография, возникшая в связи с развитием микроэлектроники.
Здесь используются не только несеребряные СЧС - фоторезисты, но
и AgHal-СЧС высокого разрешения, с помощью к-рых изготовляют фотошаблоны
(через фотошаблоны затем экспонируют фоторезисты). В последней трети 20
в. и в этой области началась постепенная замена AgHal-СЧС высокоразрешающими
несеребряными СЧС: предложены СЧС на основе солей палладия, подвергаемые
физич. проявлению с отложением неблагородных металлов (меди, никеля), разработаны
СЧС на основе напылённых слоев гало-генидов свинца и таллия, окислов молибдена
и др.


Быстрое развитие ИК-техники,
в т. ч. появление разнообразных ИК-излучаю-щих лазеров, поставило
вопрос о расширении границ Ф. в длинноволновую сторону. Поскольку для AgHal-СЧС
это исключено, то применения Ф. в этой области базируются исключительно
на несеребряных СЧС и процессах. Один из методов Ф. в ИК-области спектра
- эвапорография, в к-рой в качестве СЧС используют тонкие покрытия
летучих веществ на ИК-поглощающих зачернённых подложках. Практически реализованы
также такие СЧС, как слои холестери-ческих жидкокристаллических (см. Жидкие
кристаллы)
веществ и ферромагнитные плёнки с полосовой доменной структурой
(см. Магнитная тонкая плёнка). Большими возможностями, ещё не полностью
реализованными, располагает полупроводниковая Ф. на основе ИК-чувствительных
узкозонных полупроводников, материалов с электронно-дырочными переходами
и полупроводниковыми гетеропереходами. Для исключения действия
рассеянного теплового излучения окружающих тел в таких фотоматериалах "выключают"
чувствительность до начала и после окончания экспонирования: возникновение
к.-л. записи вне этого временного интервала невозможно потому, что любая
запись фотографич. информации на этих материалах требует замкнутой электрич.
или электрохимич. цепи, а замыкание цепи либо происходит с участием фотогенерированных
носителей тока в полупроводниковом СЧС, либо осуществляется в необходимый
момент человеком, производящим запись, синхронно с началом экспонирования
(как и последующее размыкание цепи - синхронно с окончанием экспонирования).


Как метод записи оптич. информации
в двоичном коде (сигналы "да" и "нет") Ф. получила применение в
устройствах оптич. памяти ЭВМ. Здесь AgHal-СЧС не являются оптимальными
ни для долговременной, ни особенно для оперативной памяти: их недостатки
- ограниченная информац. ёмкость (плотность записи на единицу площади СЧС),
медленность процесса обработки, задерживающая доступ к информации, невозможность
стирания записанной информации после полной её обработки и повторного использования
СЧС. Поэтому в устройствах памяти ЭВМ начали применяться фотохромные СЧС,
при экспонировании обратимо изменяющие спектральную область поглощения,
т. е. фотохимически окрашивающиеся. В качестве таких СЧС наиболее употребительны
слои органич. красителей класса спиропи-ранов, но началось использование
и неор-ганич. фотохромных СЧС из числа щё-лочногалоидных солей (КС1 и др.).
Благодаря бесструктурности эти СЧС обладают чрезвычайно большой разрешающей
способностью и, как следствие, большой информационной ёмкостью; малая длительность
процесса фотохимич. окрашивания обеспечивает требуемое быстродействие,
а обратимость окрашивания позволяет путём 'термич. или оптич. воздействия
стирать запись с достаточной скоростью и использовать после этого СЧС повторно.


Приведённые данные не исчерпывают
ни имеющихся видов несеребряных СЧС и процессов на них, ни их применений,
хотя дают нек-рую общую картину того, как далеко отошла Ф. от своих перво-нач.
форм. Несмотря на столь быстрый рост числа видов и применений несеребряной
Ф., научно-технич. Ф. на основе AgHal-СЧС полностью сохраняет своё значение,
а области её применения также непрерывно расширяются. Примерами таких областей
служат исследования высокотемпературной плазмы, изучение движения
тел со сверхзвуковыми скоростями в аэродинамике и баллистике,
исследования ударных волн (в частности, при взрыве и
детонации), исследования планет (их поверхности, атмосферы, излучений)
наземными приборами и с космических летательных аппаратов, исследования
ядерных излучений и ядерных реакций, изучение технологич. процессов
и работы механизмов в химич. и механич. оборудовании и т. д. В большинстве
случаев в этих исследованиях применяется динамич. Ф.: либо как получение
серии последоват. изображений объекта, обычно через очень малые промежутки
времени (вплоть до 10-9 сек), либо в виде непрерывной
записи изображения, получаемой с помощью развёртки оптической, в
к-рой изменения почернения по длине плёнки содержат информацию о развитии
процесса во времени. Значит. распространение получила и статич. Ф., в частности
при исследовании биологич. и геологич. объектов; применительно к биологич.
объектам используется также динамич. Ф., прежде всего в форме цейтраферной
киносъёмки
медленно протекающих изменений. В связи с задачами внеземного
исследования аст-рофизич. процессов резко расширилось применение Ф. для
съёмки в далёкой УФ-области спектра, вплоть до границы с мягким рентгеновским
излучением; поэтому потребовалось создание спец. СЧС, содержащих AgHal
в качестве чувствит. элемента, но почти или полностью не содержащих желатины,
поскольку она в этой части спектра целиком задерживает излучение. Полностью
сохранила своё значение Ф. в таких традиц. для неё областях, как астрономия
и астрофотометрия, причём для резкого повышения чувствительности
к световым потокам от слабейших звёзд здесь получили распространение т.
н. электронные камеры, сочетающие AgHal-СЧС с тем или иным электронным
усилителем изображения, например электроннооптическим преобразователем.
Фотографич. методы используют в факсимильной связи и во множестве
др. процессов в самых различных областях науки и техники (см. также Ослабление
фотографическое, Фотографическая запись, Усиление фотографическое).



Лит.: Раскин Н. М
, Ж. Н. Ньепс, Л. Ж. М. Дагерр, В. Г. Ф. Талбот, Л., 1967; МизК., Джеймс
Т., Теория фотографического процесса, пер. с англ., Л., 1973; Шашлов Б.
А., Теория фотографического процесса, М., 1971; Баршевский Б. У., Иванов
Б. Т., Объёмная фотография, М., 1970; Слуцкин А. А., Щеберстов В. И., Копировальные
процессы и материалы репрографии и малой полиграфии, М., 1971; Джакония
В. Е., Запись телевизионных изображений, Л., 1973; Фотолитография и оптика,
М. - Берлин, 1974; Дубовик А. С., Фотографическая регистрация быстропротекающих
процессов, 2 изд., М., 1975; Федин Л. А., Барский И. Я., Микрофотография,
Л., 1971; Вокулер Ж., Астрономическая фотография, пер. с англ., М., 1975.

А. Л. Картужанский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я