ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ образование
грамматич. форм слова. Ф. противопоставляется словообразованию как
соотношение, связывающее формы одного слова (стол - стола, говорю - говорил),
а не разные слова одного корня (говорю - переговорю). Решение вопроса о
том, какие две формы следует считать формами одного слова, а какие - разными
словами (вопроса о границах Ф. и словообразования) зависит от ряда факторов
и не всегда однозначно. Часто к одному слову относят формы с одним номинативным
(непосредственно отражающим внеязыковую действительность) и разными синтаксическими
(отражающими синтаксические возможности словоформ) значениями, например
стол - стола, хожу - ходишь. Формы с разным номинативным значением при
этом считаются разными словами и относятся к словообразованию (отучить
- отучивать, баня - банщик). Другой подход основывается на противопоставлении
грамматических (требующих обязательного выражения) и неграмматических значений.
Формы, различающиеся лишь грамматическими значениями, объединяют в одном
слове и относят к Ф. (стол - стола, стол - столы, хожу - ходишь, отучить
- отучивать), а к словообразованию относят лишь формы, различающиеся неграмматич.
значениями (баня - банщик, учить - ученик). Нек-рые учёные к Ф. относят
формы, способ образования к-рых регулярен, напр. англ. наречия на -ly (bright-ly),
образующиеся от любого прилагательного. Иногда Ф. понимается в более узком
смысле, как относящееся к формам, различающимся номинативными грамматич.
значениями (формы числа, вида, каузатива при их грамматич. выражении в
яз.). В этом случае Ф. занимает промежуточное положение между словообразованием
и словоизменением (последнее относится к формам, различающимся лишь
синтаксич. значениями).


Лит.: Виноградов В.
В., Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии, в его
кн.: Исследования по русской грамматике, М., 1975.

В. М. Живов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я