ФОРДИЗМ

ФОРДИЗМ система организации
массово-поточного произ-ва, возникшая в США в 1-й четв. 20 в. Названа по
имени амер. инженера и промышленника Г. Форда (Н. Ford, 1863-1947), к-рый
впервые ввёл её на своих автомоб. з-дах в гг. Ривер-Руж и Дирборн (США).


Основой Ф. и обусловленных
им новых методов организации произ-ва и труда стал сборочный конвейер
(см.
Конвейерная сборка). Каждый из рабочих, размещённый вдоль конвейера,
осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых
движений (напр., поворот гайки ключом), для выполнения к-рых не требовалось
практически никакой квалификации. По свидетельству Форда, для 43% рабочих
требовалась подготовка до одного дня, для 36% - от одного дня до одной
недели, для 6% - одна-две недели, для 14% - от месяца до года.


Введение конвейерной сборки
наряду с нек-рыми другими технич. новшествами (типизация продукции, стандартизация
и унификация деталей, их взаимозаменяемость и т. п.) привело к резкому
росту производительности труда и снижению себестоимости продукции, положило
начало массовому производству (см. также Поточное производство).
Вместе
с тем Ф. привёл к небывалому усилению интенсивности труда,
его бессодержательности,
автоматизму. Ф. рассчитан на превращение рабочих в роботов и требует крайнего
нервного и физич. напряжения. Принудит. ритм труда, задаваемый конвейером,
вызвал необходимость замены сдельной формы оплаты рабочей силы повременной.
Ф., как и до него тейлоризм, стал синонимом методов эксплуатации
рабочих, присущих монополи-стич. стадии капитализма, призванных обеспечить
повышение прибыли капиталистич. монополиям.


Стремясь подавить недовольство
рабочих и не допустить их организованной борьбы в защиту своих прав и интересов,
Форд ввёл казарменную дисциплину на предприятиях, насаждал систему шпионажа
среди рабочих, содержал собств. полицию для расправы с рабочими-активистами.
В течение многих лет не допускалась на предприятиях Форда деятельность
профсоюзов.


В кн. "Моя жизнь, мои достижения"
(1924) Форд претендовал на роль некоего "социального реформатора" и утверждал,
будто его методы организации произ-ва и труда могут превратить бурж. общество
в "общество изобилия и социальной гармонии". Форд превозносил свою систему
как заботу о рабочих, особенно более высокую заработную плату на своих
предприятиях, чем в среднем по отрасли. Однако более высокие заработки
связаны прежде всего с исключительно высокими темпами труда, быстрым изнашиванием
рабочей
силы,
задачей привлечения всё новых рабочих взамен выбывающих из строя.


Выступления трудящихся против
разрушит. социальных последствий Ф. расцениваются бурж. идеологами как
сопротивление технич. прогрессу. В действительности рабочий класс борется
не против технич. прогресса, а против капиталистич. использования его достижений.
В условиях совр. научно-технич. революции и повышения общеобразоват. и
проф. уровня подготовки рабочего класса, усиления его борьбы Ф. стал тормозом
роста производительности труда.


В нач. 70-х гг. нек-рые капиталистич.
фирмы проводят эксперименты по модификации конвейерного произ-ва в целях
уменьшения монотонности, повышения содержательности и привлекательности
труда, а следовательно, и его эффективности. Для этого реконструируются
конвейерные линии: они укорачиваются, операции на них совмещаются, практикуется
перемещение рабочих вдоль конвейера для выполнения цикла операций и т.
п. Подобные мероприятия часто изображаются бурж. социологами как проявление
заботы предпринимателей о "гуманизации труда". Однако в действительности
они диктуются стремлением приспособить Ф. к совр. условиям и тем самым
усовершенствовать методы эксплуатации трудящихся.


Только при социализме достигается
подлинная гуманизация труда: человек становится творческой личностью, уверенной
в обществ. ценности своей деятельности; постигает науку управления произ-вом,
гос-вом, обществом. Любые формы технич. прогресса, в т. ч. конвейер, применяются
в условиях средней общественно нормальной интенсивности труда и сопровождаются
облегчением и улучшением его условий.


Лит.: Витте И. М.,
Тэйлор, Джиль-берт, Форд, Л., 1925; Лавров Н. С.,Генри Форд и его производство,
Л., 1926; Вейс Г., Аббе и Форд. (Капиталистические утопии.), М.- Л., 1928;
Burlingame R., Henry Ford, L., 1957; HughesJ. Т., The vital few; American
economic progress and its protagonists, Boston, 1966. М. Г. Мошенский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я