ФОНЕТИКА

ФОНЕТИКА (греч. phonetikos
- звуковой, от phone - звук), раздел языкознания, изучающий звуковую
сторону языка. В отличие от др. лингвистич. дисциплин, Ф. исследует не
только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу
произносит. аппарата, а также акустич. характеристику звуковых явлений.
Поэтому Ф. связана также с нелингвистич. дисциплинами: с анатомией и физиологией
речеоб-разования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи
- с другой. Как и языкознание вообще, Ф. связана с психологией, поскольку
речевая деятельность является частью психич. деятельности человека.


В отличие от нелингвистич.
дисциплин, Ф. рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы,
служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму,
без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не
может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи
лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми
единицами языка.


В соответствии с тем что
звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и
функционально-языковом аспектах, в Ф. различают собственно Ф. и фонологию.


Различают общую и частную
Ф., или Ф. отд. языков. Общая Ф. изучает общие условия звукообразования,
исходя из возможностей произносит. аппарата человека (напр., различаются
губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносит.
орган, определяющий осн. черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется
в виду способ образования преграды для проходящей из лёгких струи воздуха,
необходимой для образования согласного), а также анализирует акустич. характеристики
звуковых единиц, напр. наличие или отсутствие голоса при произнесении разных
типов согласных. Строятся универсальные классификации звуков (гласных и
согласных), к-рые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустич.
признаках. Общая Ф. изучает также закономерности сочетания звуков, влияния
характеристик одного из соседних звуков на другие (разного вида аккомодация
или
ассимиляция), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков
в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фонетич. организацию слова,
в частности ударение. Она изучает средства, к-рые используются для
интонации: высоту осн. тона голоса, силу (интенсивность), длительность
отд. частей предложения, паузы.


В частной Ф. все указанные
проблемы рассматриваются применительно к данному языку и сквозь призму
функций, к-рые то или иное фонетич. явление или единица выполняют. Частная
Ф. может быть описательной, или синхронной (см. Синхрония), и исторической,
или диахронической, изучающей эволюцию звукового строя языка. Фонетич.
и фонологич. аспекты представляют в частной Ф. единое целое, т. к. все
звуковые единицы выделяются опосредованно через смысловые единицы, существующие
в языке.


В Ф. широко применяются экспериментальные
методы; поскольку при этом используются спец. приборы, эти методы наз.
также инструментальными. К ним относятся: палатография, при помощи к-рой
устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании,
рентгенография, позволяющая видеть положение органов речи и их движение
(при кинорентгене), осциллография, позволяющая анализировать длительность,
высоту и интенсивность звука, и спектрография, дающая общую акустич. картину
звука. В Ф. применяется метод изучения восприятия тех или иных звуковых
явлений носителями языка, что особенно важно для фонологич. истолкования
этих явлений.


Ф. имеет прикладное значение
для рационализации письма (графики и орфографии), обучения правильному
произношению, особенно на неродном языке, для исправления недостатков речи
(логопедия и сурдопедагогика). Данные Ф. используются для повышения эффективности
средств связи.


Начало изучения механизма
образования звуков речи относится к 17 в.; оно было вызвано потребностями
обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уиллиса, Й. К. Аммана). В
кон. 18 в. рус. учёным X. Краценштейном было положено начало акустич. теории
гласных, к-рая была развита в сер. 19 в. Г. Гелъмгольцем. К сер.
19 в. исследования анатомии и физиологии звукообразования были обобщены
в трудах Э. Брюкке. В работе нем. учёного Э. Зиверса "Grundzuge der Lautphysiologie",
1876 (2 изд.- "Grundzuge der Phonetik", 1881) впервые рассматривалось учение
о звуках речи с лингвистич. точки зрения. Важную роль в развитии Ф. сыграли
книги Г. Суита, Й. Есперсена, М. Граммона и др.


В России большую роль в развитии
общей фонетики сыграли труды И. А. Бо-дуэна де Куртенэ, а также
его учеников В. А. Богородицкого и Л. В. Щербы. Большое значение
имели работы А. И. Томсона ("Общее языковедение", 1906). В сов.
языкознании разрабатываются проблемы общей и практич. фонетики (работы
Р. И. Аванесова, Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич, А. А. Реформатского и
др.).


Лит.: Матусевич М.
И., Введение в общую фонетику, 3 изд., М., 1959; 3индер


Л. Р., Общая фонетика, Л.,
1960; Essen О. von, Allgemeine und angewandte Phonetik, 3 Aufl., В., 1962:
Aberсrоmbie


D., Elements of general phonetics,
Edinburgh, 1967; Manual of phonetics, Amst., 1968; Ma1mberg В., La phonetique,
P., 1968. Л. Р. Зиндер.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я