ФОНД ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

ФОНД ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ фонд
финанс. ресурсов, выражающий в ден. форме часть национального дохода,
распределяемую
среди членов социалистич. общества в соответствии с количеством и качеством
труда в целях удовлетворения личных материальных и духовных потребностей
трудящихся (см. Заработная плата). В состав Ф. з. п. в СССР входят
суммы, начисленные рабочим и служащим за выполненную работу; оплата ежегодных
(очередных) и дополнит. отпусков; оплата рабочего времени, затраченного
на выполнение гос. и обществ. обязанностей; различные доплаты и суммы премий;
оплата предоставляемых работникам предприятием, учреждением, opr-цией
бесплатно квартир, коммунальных услуг, форменной и производств. одежды,
а также др. выплаты в соответствии с действующим законодательством. В Ф.
з. п. не включаются суммы премий и др. выплаты, имеющие спец. источники
образования (напр., суммы, выплачиваемые из фонда материального поощрения,
фонда освоения новой техники, фонда ширпотреба
и др.).


Ф. з. п. утверждается в целом
по нар. х-ву, союзным республикам, мин-вам, ведомствам, хозяйству исполкомов
Советов народных депутатов ежегодно с распределением по кварталам. Вышестоящие
органы устанавливают подведомств. предприятиям и орг-циям квартальные Ф.
з.п. с помесячной разбивкой. Ф.з. п.- директивно утверждаемый показатель
(в абс. сумме или в виде норматива на рубль продукции, выполняемых работ,
услуг). Пятилетние планы по Ф. з. п. утверждаются предприятиям по годам
пятилетки.


В отраслях материального
произ-ва плановый Ф. з. п. представляет собой сумму ден. средств, необходимых
для оплаты труда в процессе выполнения производств. задания за соответств.
период времени (месяц, квартал, год). Раздельно рассчитываются Ф. з. п.
про-мышленно-производственного и непромышленного персонала по категориям
работников. Ф. з. п. планируется в абс. выражении и в процентах к базисному
периоду, исходя из трудоёмкости производств. программы, рассчитанной
на основе нормативов, потребности в основных и вспомогат. рабочих соответств.
профессий и квалификации; действующих форм заработной платы и систем оплаты
труда, тарифных ставок, сдельных расценок и норм обслуживания; окладов
и штатных расписаний ИТР, служащих и обслуживающего персонала; премиальных
положений, а также действующих законодат. актов по регулированию труда
и заработной платы. Осн. часть заработной платы (70-90% ) регулируется
тарифной
системой.
Ф. з. п. определяется как произведение планируемой
средней заработной платы на численность соответств. категорий работников,
а в нек-рых отраслях - по утверждаемым нормативам на единицу объёма работ
(рубль продукции). При планировании и анализе фактич. уровня средней заработной
платы учитываются премии и единовременные вознаграждения, выплачиваемые
из фонда материального поощрения. Как правило, темпы роста
производительности
труда
на предприятиях должны опережать темпы роста средней заработной
платы с учётом выплат из фонда материального поощрения. При перевыполнении
производств. программы средства на выплату заработной платы сверх утверждённого
фонда выдаются Госбанком СССР в соответствии с действующими нормативами,
на каждый процент перевыполнения планового задания в зависимости от трудоёмкости
произ-ва и структуры Ф. з. п. При этом корректируется не весь Ф. з. п.,
а только фонд промышленно-производств. персонала. В непроизводственной
сфере
Ф. з. п. определяется по-разному: в торговле - в процентах к
товарообороту с учётом роста производительности труда работников; в органах
управления и в бюджетных учреждениях - по штатному расписанию с учётом
норм обслуживания (см. Нормирование труда) путём умножения должностных
окладов на число штатных единиц (ставок).


В общий Ф. з. п. включается
также Ф. з. п. несписочного (нештатного) состава. За счёт него оплачивается
труд работников, привлекаемых для выполнения временных и случайных работ,
оплата к-рых не предусмотрена по Ф. з. п. списочного состава и к-рые не
входят в обязанности штатных работников. Расходование средств из этого
фонда осуществляется в соответствии с теми же нормами и расценками, что
и для работников списочного состава. Ф. з. п. работников нештатного состава
определяется на основе данных об ожидаемом в плановом периоде объёме соответствующих
видов работ с учётом фактического расходования средств в базисном периоде.


Размер Ф. з. п. тесно связан
со всеми показателями нар.-хоз. плана и прежде всего с планами произ-ва
товаров нар. потребления, платных услуг и товарооборота, кассовым планом
Госбанка
СССР, планом ден. обращения, балансом денежных доходов и расходов населения.


Ф. з. п. существенно влияет
на показатели себестоимости продукции, рентабельность, финанс. состояние
предприятий и отраслей. Поэтому очень важен контроль за его расходованием,
к-рый осуществляется органами управления соответств. отраслей, финанс.
органами, а также Госбанком СССР. Научно обоснованное определение размера
Ф. з. п., его экономное расходование - важное условие роста обществ. произ-ва
и повышения благосостояния трудящихся.


Лит.: Методические
указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства
СССР, М., 1974; Труд и заработная плата в СССР. Сб. ст., 2 изд., М., 1974;
Экономика труда в промышленности, М., 1970; Маслова Н. С., Вопросы экономической
эффективности новой системы материального стимулирования в промышленности
СССР, М., 1971; Гурьянов С. X., Костин Л. А., Труд и заработная плата на
предприятии, 2 изд., М., 1973.

Б. Е. Пеньков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я