ФОМА АКВИНСКИЙ

ФОМА АКВИНСКИЙ Фома
Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, замок Роккасекка близ Акуино,
Юж. Италия,- 7.3.1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия), средневековый
философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель
томизма;
монах-доминиканец
(с 1244). Учился в Неаполитанском ун-те (1239-44), затем у Альберта
Великого
в Парижском (1245-48) и Кёльнском (1248- 1252) ун-тах. С 1257
доктор Парижского ун-та. Читал лекции в Париже, Кёльне, Риме и Неаполе.
В 1323 причислен к лику святых католич. церкви, в 1567 признан пятым "учителем
церкви".


В осн. монументальных трудах
"Сумма теологии" (ок. 3 тыс. статей, не окончена) и "Сумма против язычников"
подведены итоги теологич.-рационалистич. поисков зрелой схоластики, направленных
на отработку вероучения в формах здравого смысла. Культуру здравого смысла,
упорядочение "естеств." рассудка, над к-рым надстраивается ярус "сверхъестеств."
догмы, Ф. А. вслед за Альбертом Великим нашёл у Аристотеля. Задача, к-рую
ставит себе Ф. А.,- это упорядочение множества в единство, а не просто
созерцание единства, отрешённого от всякой множественности; он как бы стремится
вывести бытие бога из бытия вещей. В этом мышление Ф. А. отличается от
абстрактного умозрения ранней схоластики (Ансельм Кентербе-рийский),
ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм и Августина. В рубриках
"Суммы теологии" одни и те же схемы мысли накладываются на бесконечную
пестроту конкретных вопросов - от пяти доказательств бытия бога до определения
границ допустимого и недопустимого в финансовой деятельности и т. п.


В основе онтологии Ф. А.-
восходящая к Аристотелю антитеза "потенциального" (возможного) и "актуального"
(действительного). "Потенциальное" - колеблющаяся, неустановившаяся, открытая
для перемен незавершённость и постольку несовершенство. "Чистая потенциальность"
- материя, "слабейший вид бытия"; она характеризуется лишь пассивной восприимчивостью
к воздействию извне. "Актуальное" - это реализованность, осуществлённость,
завершённость и тем самым совершенство. "Актуальна" в своей противоположности
материи форма - принцип порядка и чёткости; абс. актуальность, не допускающая
к.-л. потенциальности,- бог, источник всякого оформления. Материя вносит
в форму и присущую форме идеальную всеобщность конкретизирующий "принцип
индивидуации". Во всём сущем Ф. А. вслед за Аристотелем различает "субстанцию"
(сущность) и "акциденции". Онтология Ф. А., как это вообще характерно для
ср.-век. философии, ценностно окрашена: "сущее и благое есть понятия взаимозаменимые"
(Summa theologiae, II, q. 18, а. 3).


Антропология Ф. А., особенно
связанная с острыми идеологич. конфликтами его эпохи, исходит из представления
о человеческом индивиде как личностном соединении души и тела. Душа нематериальна
и субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через
тело. Эту идею Ф. А. защищал как против платоническо-августиновского спиритуализма,
так и против аверроизма (Сигер Брабантский), учившего о единой безличной
интеллектуальной душе во всех мыслящих существах мироздания. Учение Оригена
о
сущностном тождестве ангельской и человеческой природы, с точки зрения
Ф. А., ложно. Человеческая душа - не просто "двигатель" тела, но его субстанциальная
форма. Эта концепция вызвала противодействие августинистско-францисканских
оппонентов Ф. А., пока не была принята на Вьен-нском соборе в 1314 в качестве
ортодоксальной доктрины католич. церкви. В аверроизме Ф. А. видел ниспровержение
христ. эсхатологии, апеллирующей к судьбам личной души. Личность для Ф.
А.- "самое благородное во всей разумной природе" (там же, I, q. 20, а.
1), интеллект - это всегда личный интеллект и постольку не абс. начало,
но часть целого. Только в боге интеллект есть сущность, в человеке же -
потенция сущности, так что не "интеллект мыслит", но человек мыслит "при
посредстве" интеллекта. Это включение интеллекта в душевно-телесную индивидуальность
и отрицание его абсолютности, вытекающее из христ. догматич. предпосылок,
сочетается у Ф. А. с утверждением примата интеллекта над волей. Ф. А. считает,
что разум сам по себе выше воли, однако делает оговорку, что в жизненной
плоскости любовь к богу важнее, чем познание бога.


Для этики Ф. А. характерно
учение о "естеств. законе", вложенном богом в сердца людей и описываемом
в духе этики Аристотеля; над ним надстраивается "божеств. закон", к-рый
превосходит "естеств. закон", но не может ему противоречить. В трактате
"О правлении государей" Ф. А. соединяет восходящие к Аристотелю представления
о человеке как обществ. существе, об общем благе как цели гос. власти,
о моральном добре как середине между порочными крайностями и т. д. с христ.
догматами и доктриной о верховном авторитете рим. папы. Ф. А. с оговорками
признаёт право народа восстать против тирана, систематически извращающего
справедливость.


Философско-теологич. система
Ф. А. стала с 14 в. знаменем доминиканских схоластов в их спорах с августинизмом
и францисканским "скотизмом" (системой Иоанна Дунса Скота). С 16
в. томизм энергично насаждается иезуитами; их теологи (Ф. Суарес и
др.) комментируют и модернизируют систему Ф. А. Со 2-й пол. 19 в. учение
Ф. А. становится основой неотомизма.


Соч.: Opera omnia, v. 1 -
25, Parma, 1852-73 (переизд. N. Y., 1948); v. 1-34, P., 1871-80, v. 1 -
16, Roma, 1882 (изд. не оконч.); рус. пер.- в кн.: Антология мировой философии,
т. 1, М., 1969, с. 823 - 62.


Лит.: Бронзов А. А.,
Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности, СПБ,
1884; Боргош Ю., Фома Аквинский, [пер. с польск.], 2 изд., М., 1975; Гараджа
В. И., Проблемы веры и знания в томизме, "Вопросы философии", 1963, № 9;
Маritain J., Le docteur An-gelique, P., 1930; Grabmann M, Thomas yon Aquin,
8 Aufl., Munch., 1949; Pieper J., Uber Thomas von Aquin, 2 Aufl., Munch.,
1949; Сhestertоn G. K., St. Thomas Aquinas, N. Y., 1956; Gi1sоn E., Le
tho-misme. Introduction a la philosophic de St. Thomas d'Aquin, 6 ed.,
P., 1965.


С. С. Аверинцев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я