ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА

ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА одна
из основных художеств, школ Италии. Интенсивно развивалась с 13 по 16 вв.,
пройдя путь от Раннего Возрождения к кризису ренессансной культуры. Фактич.
родоначальником Ф. ш. в живописи был Джотто, творчество к-рого выдвинуло
Флоренцию в авангард иск-ва Проторенессанса. Творчество последователей
Джотто (Тад-део Гадди, Мазо ди Банко и др.) развивалось в русле поставленных
им проблем. Однако к сер. 14 в. во Ф. ш. были утрачены лаконизм и ясность
образов (А. Буонаюти), усилились тенденции к линеарности и плоскостности
(Нардо ди Чьоне, отчасти А. Орканья). К последней трети 14 в. в Ф. ш. победило
направление интернац. готики (Аньоло Гадди, Лоренцо Монако). Гуманистич.
мировосприятие стало идейной основой иск-ва Ф. ш. Раннего Возрождения.
Ведущую роль всложении раннеренессансногоиск-ва Италии сыграли такие представители
Ф. ш., как архитектор Ф. Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо
(а также архитектор Л. Б. Альберти, архитектор и скульптор Микелоццо ди
Бар-толоммео, скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, А. Росселлино,
Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно). Живопись Ф. ш. кватроченто
отличалась последовательностью реалистич. исканий, страстной увлечённостью
теорией и практикой перспективы и др. проблемами взаимосвязи иск-ва и эмпирич.
науки (Вер-роккьо, А. дель Кастаньо, Поллайоло, П. Уччелло); вместе с тем
во флорентийской живописи 15 в. проявились реминисценции позднеготич. декоративизма
(Б. Гоццоли), черты мистич. созерцательности (фра Анжелико) и лирич. камер-ности
образов (фра Филиппо Липпи). В кон. 15 в. во Ф. ш. сохранялись демократич.
традиции (Д. Гирландайо), но преобладающими стали аристократич. тенденции
иск-ва, сложившегося при дворе Лоренцо Медичи (Боттичелли, Фил-липпино
Липпи, Пьеро ди Козимо). Творчество Леонардо да Винчи и Мике-ланджело,
выйдя за пределы локальных границ Ф. ш., ознаменовало собой вершину искусства
Высокого Возрождения. Стилистич. целостность иск-ва Ф. ш. этого периода
(скульптор А. Сан-совино, живописцы фра Бартоломмео, Андреа дель Сарто)
нарушилась, когда Ф. ш. стала одним из центров распространения маньеризма
(архитектор и живописец Дж. Вазари, живописцы Бронзино, Я. Понтормо, Россо
Фьорентино и др.). В 17 в. иск-во Ф. ш., переживавшее период упадка, было
представлено лишь немногими примечательными именами (живописцы К. Дольчи,
Ф. Фурини).


Илл. см. на вклейках - к
стр. 256-257 и табл. XXV (стр. 528-529).


Лит.: Штегман К., Геймюллер
Г., Архитектура Ренессанса в Тоскане, [пер. с нем.], в. 1-3, М., 1936-41;
Бернсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, пер. с англ., М., 1965;
AntaI F., Florentine painting and its social background, L., [1948];


Freedberg S. J., Painting
of the High Renaissance in Rome and Florence, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1961;
Boskovits M., La pittura fiorentina alla vigilia del rinascimento, 1370-1400,
Firenze, 1975. См. также лит. при статьях Италия. Возрождение, Проторенессанс.
В. Д. Дажина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я