ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ органическая
часть общего воспитания; со-циально-пед. процесс, направленный на
укрепление здоровья, гармонич. развитие форм и функций организма человека,
его физич. способностей и качеств, на формирование и совершенствование
двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производит. деятельности,
и в конечном итоге на достижение физич. совершенства. Осн. средства и пути
Ф.в.- занятия физич. упражнениями (естественными и специально подобранными
движениями и их комплексами - гимнастич., легкоатлетическими), различные
виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит.
сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенич. режима труда
и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физич.
упражнений, средств закаливания, личной и обществ. гигиены в целях физич.
развития и совершенствования (т. н. физич. образование). Цели, содержание,
организация, методы Ф. в. обусловливаются социально-экономич. строем общества
и отражают классовую идеологию.


В СССР и др. социалистич.
странах Ф. в.- часть коммунистического воспитания, выступающая в
единстве с умственным, нравственным, эстетич., трудовым воспитанием и политехнич.
образованием. Цель Ф. в.- подготовка физически развитых, здоровых, активных
строителей коммунистич. общества, способных к высокопроизводит. труду и
защите Родины. В Программе КПСС, принятой 22-м съездом (1961), поставлена
задача -"... обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста,
физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических
и духовных сил" (1977, с. 96).


Ф. в. свойственно всем обществ.
формациям. В первобытном обществе оно существовало в форме физич.упражнения,
игр, состязаний и испытаний, имитировавших трудовые процессы, охоту, воен.
действия, отражавших различные обряды, и органически связывалось с развитием
у подрастающих поколений физич. силы, выносливости, волевых качеств. В
рабо-владельч. обществе (страны Др. Востока, Др. Греция, Рим, гос-ва Закавказья
и Ср. Азии) Ф. в. приобрело характер гос. системы подготовки юношества
господствовавших классов к гражд. и воен. службе и осуществлялось как в
семье, так и в гос. уч. заведениях, в армии (см., напр., Спартанское
воспитание).
В феодальном обществе Ф. в. стало основой систем рыцарского
(княжеского) воспитания- верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание,
охота, единоборства и игры военного и спортивного характера. С развитием
городов Ф. в. распространилось среди различных слоев городского и окрестного
крестьянского населения, чему способствовали возникшие стрелковые, фехтовальные
и др. братства; проводившиеся во время праздников состязания горожан в
беге, борьбе, гребле, фехтовании, стрельбе из лука, игры с мячом. Значительно
возрос интерес к Ф. в. в эпо-'ху Возрождения. Гуманисты делали попытки
ввести Ф. в. в школе. В Италии в нач. 15 в. Витторино да Фельтре открыл
школу, в к-рой большое внимание уделялось Ф. в., организации умств. и физич.
самодеятельности уч-ся. Во Франции Ф. Рабле и М. Монтень проповедовали
Ф.в. в единстве с нравств. воспитанием и умств. образованием. Я.А.Коменский
рассматривал
Ф. в. как важнейшую часть семейного воспитания и пед. процесса в школе
(в "Великой дидактике" и "Материнской школе" значительное место занимают
вопросы гигиены, питания, здорового режима детей, физич. упражнения, игры).
Созвучные с идеями Коменского мысли о Ф. в. детей высказывал учёный монах
Епифаний Славинецкий (17 в.), к-рый первым на Руси сделал попытку классифицировать
подвижные игры и выделить из них приемлемые для Ф. в. детей. Составной
частью всестороннего воспитания подрастающих поколений считали Ф. в. Т.
Мор и Т. Кампанелла. Гл. задачу Ф. в. Дж. Локк видел в укреплении здоровья
детей, в правильно организованном удовлетворении их естеств. потребности
в движении. Ж. Ж. Руссо в пед. трактате "Эмиль, или О воспитании" подчёркивал
значение Ф. в. для умств. развития и трудового воспитания детей. Совершенствованию
форм и методов Ф. в. способствовали возникшие в 18 в. в Германии (в основном
под влиянием идей Руссо) "школы человеколюбия и добрых нравов"- т. н. филантропины
(см. Филантропизм),
где зародилась нем. нац. система гимнастики,
основы к-рой были заложены педагогами-филантропистами Фитом и И. К. Ф.Гутс-Мутсом,
а
дальнейшее развитие связано с именем Ф. Яна. И. Г. Песталоцци
разработал
комплекс элементарных физич. ("суставных") упражнений, включил занятия
гимнастикой в программу нач. обучения. Нем. педагог А.Шпис ввёл в школьную
гимнастику порядковые (по степени сложности) упражнения, т. н. вольные
движения и упражнения на гимнастич. снарядах. П. Линг положил начало созданию
швед. системы гимнастики (в основе - комплексы упражнений для развития
и укрепления отд. частей тела); в Чехии М. Тырш создал нац. систему гимнастики,
получившую название "со-кольской" (упражнения на гимнастич. снарядах, вольные,
групповые; гимнастич. пирамиды, хороводы и т. д.). В 19 и в нач. 20 вв.
складывались нац. системы Ф. в. во Франции (Ф. Аморос, Ж. Демени), Дании
(Н. Бук), Великобритании (спортивно-игровой метод) и др. странах. В ряде
капиталистич. стран Ф.в. стало тесносвязываться со
скаутизмом и
использоваться для милитаризации воспитания молодёжи.


В России проблемы Ф. в. подрастающего
поколения нашли отражение в 18 в. в трудах И. И. Бецкого, Н. И. Новикова,
А. Н. Радищева. О необходимости Ф. в. детей с раннего возраста писал В.
Г. Белинский. За гармонич. развитие нравственных, умств. и физич. сил человека
выступали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. К. Д. Ушинский связывал
Ф. в. с трудом, с умственным и нравственным развитием ребёнка, высказывался
за введение Ф. в. в школьную программу. Оригинальную систему Ф. в. создал
П. Ф. Лесгафт; определяя его как "физическое образование", методы
к-рого должны строиться на общих принципах с умств. образованием, он указывал
на огромное значение Ф. в. для развития у детей восприятия и мышления.
Значит. вклад в разработку форм и методов Ф.в. внёс ученик Лесгафта В.
В. Гориневский.


С кон. 19 в. в системах Ф.в.
всё большее место (как средство и метод) стал занимать спорт, воспитат.
значение к-рого определяется его соревноват. характером, а также необходимостью
систематич. физкультурных тренировочных занятий для достижения высоких
спортивных результатов (см. Физическая культура и спорт).


В СССР гос. система Ф. в.
строится на основе марксистских положений о значении его для всестороннего
развития человеческой личности. "Под воспитанием мы понимаем,- писал К.
Маркс, - три вещи: Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых, физическое
воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.
В-третьих, техническое обучение ..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 16, с. 198). В. И. Ленин отмечал: "Молодежи особенно нужны жизнерадостность
и бодрость. Здоровый спорт - гимнастика, плавание, экскурсии, физические
упражнения всякого рода,- разносторонность духовных интересов, учение,
разбор, исследование, и все это по возможности совместно!" (цит. по кн.:
Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1955, с. 49-50).


С первых лет Сов. власти
гос. и обществ. физкультурно-спортивные орг-ции, учреждения нар. образования
при активном участии профсоюзов и комсомола осуществляют намеченную Коммунистич.
партией программу массового Ф. в. народа. Осн. направления развития системы
Ф. в. на разных этапах строительства социалистич. общества определены постановлениями
ЦК Коммунистич. партии "О задачах партии в области физической культуры"
(1925), "О физкультурном движении" (1929), "О ходе выполнения Комитетом
по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства
о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства
советских спортсменов" (1948), "О мерах по дальнейшему развитию физической
культуры и спорта" (1966). Программная и нормативная основа сов. системы
Ф. в.- всесоюзный физкультурный комплекс ГТО (см. также "Готов к
труду и обороне
СССР"). Требования системы Ф. в. к лицам, имеющим или
получающим спортивные разряды и звания, определяются Единой Всесоюзной
спортивной классификацией.
Организованные занятия Ф. в. проводятся
в двух формах- обязательной и добровольной. Гос. характер обязательного
Ф. в. подрастающих поколений закреплён Основами законодательства Союза
ССР и союзных республик о нар. образовании (1973). Обязат. занятия по единым
гос. программам проводятся в дошкольных учреждениях, общеобразоват. школе,
во всех типах спец. уч. заведений, а также в армии, милиции и др.; на мн.
предприятиях и в учреждениях в режим рабочего дня введены производств.
гимнастика и физкультурные паузы. Массовые добровольные занятия физич.
культурой, спортом и туризмом всех возрастных групп населения организуют
коллективы физкультуры спортивных обществ и ведомств, детско-юношеские
спортивные школы,
секции и клубы ДОСААФ, советы по туризму, культурно-просветит.
и внешкольные учреждения. Внедрению физич. культуры и спорта в повседневный
быт народа способствуют регулярные передачи утренней и производств. гимнастики
в программах Всесоюзного радио и Центр. телевидения. Успешное решение задач
Ф. в. обеспечивается постоянно укрепляющейся материально-технич. базой
физкультурного движения (стадионы, спортивные залы, базы, бассейны и др.
спортивные
сооружения,
массовое производство спортивного снаряжения и оборудования),
планомерной
подготовкой пед. и тренерских кадров в спец. высших и ср. уч. заведениях
физич. кулътуры(см.Физкультурное образование),
врачебным контролем
за физич. развитием и состоянием здоровья лиц, занимающихся физич. культурой
и спортом (см. Спортивная медицина).


В СССР и др. социалистич.
странах (где также существуют гос. системы Ф.в.) Ф. в. занимает всё большее
место в жизни общества, в борьбе трудящихся за построение коммунизма, способствует
стиранию грани между умственным и физич. трудом, повышению производительности
труда, укреплению здоровья народа, развитию физич. культуры и спорта.


В капиталистич. гос-вах единых
программ Ф. в., как правило, не существует, обязательные занятия в школе
имеют в основном узкоспециализированную спорт. направленность, что исключает
всесторонность Ф.в. Гос. система программно-оценочных нормативов и требований
по Ф. в. типа физкультурного комплекса ГТО в капиталистич. странах отсутствует.
Организованные самодеятельные занятия трудящейся молодёжи проводятся крайне
ограниченными в средствах физ-культурно-спорт. орг-циями при профсоюзах.
Бурж. спорт, клубы и др. объединения вопросами Ф.в. не занимаются, деятельность
их сосредоточена на культивировании определённых видов спорта в коммерч.
и престижных целях.


Лит.: Теория и методика
физического воспитания, т. 1, М., 1967; Советская система физического воспитания,
под ред. Г. И. Кукушкина, М., 1975; История физической культуры и спорта,
М., 1975. См. также лит. при ст. Физическая культура и спорт.

Г. И. Кукушкин, В. В.
Столбов, И. Н. Решетень.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я