ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ

ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ (греч.
schema, лат. figura - очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически
сложившихся способов синтаксич. организации речи, применяемых преим. в
пределах фразы и реализующих экспрессивные (гл. обр. эмоционально-императивные)
качества высказывания. Ф. с. используются в речи как нехудожественной (в
обиходно-бытовом и газетно-пуб-лицистич. стилях), так и художественной
(особенно в поэзии).


Изучение Ф. с. имеет длительную
историю (первые суждения относятся к эпохе античности). До недавнего времени
Ф. с. рассматривались преим. в учебно-дидак-тич. плане; в практич. пособиях
по риторике, стилистике и поэтике демонстрировались образцы фигурированной
речи, взятые, как правило, из произв. далёкого прошлого; приводились разнообразные
классификации Ф. с. (их насчитывали от 20 до 70); соответств. наставления
исходили из предположения о том, что Ф. с. не более чем искусственные и
внешние приёмы "украшения" речи, осваиваемые посредством подражания. С
совр. точки зрения, Ф. с.- обычные, "естественные" способы использования
выразит. возможностей языка, применяемые говорящим (пишущим) при осуществлении
конкретных актов речи и являющиеся одним из важнейших компонентов индивидуального
стиля.


Ф. с. можно подразделить
на три типа, каждый из к-рых существует в двух противоположных вариантах.



I. Ф. с. протяжённости
делятся
на: 1) Ф. с. убавления - эллипс - результат выбора конструкции с
меньшим количеством составных частей; могут отсутствовать начало, середина,
конец фразы. "Ворон ворону [говорит] в ответ" (А. С. Пушкин). 2) Ф. с.
добавления - результат выбора конструкции, в к-рой неоднократно используется
одно и то же слово в одной и той же форме. Сюда относится прежде всего
точный повтор ("Еду, еду - следу нету" - загадка). Может повторяться начало
фразы - анафора или конец - эпифора; повтор может состоять также
из конца предыдущей и начала последующей фразы - стык ("О, весна без конца
и без краю - Без конца и без краю мечта!" - А. А. Блок). В большинстве
случаев повторы неточные: повтор слова в одном и том же значении, но в
разных падежах - многопа-дежность, или полиптотон ("Человек человеку -
друг, товарищ и брат"); повторение одного и того же слова в разных значениях
-"обыгрывание" многозначности, или дистинкция ("У кого нет в жизни ничего
милее жизни, тот не в силах вести достойный образ жизни" - сентенция);
определение дублирует определяемое - тавтология ("тёмный мрак");
перечисление близких по значению элементов - ампфликация ("Во саду ли,
в огороде..." - нар. песня); вслед за к.-л. словом следует другое, противоположное
по значению - антитеза ("Я- царь, я - раб, я - червь, я - бог" -
Г. Р. Державин).



II. <Ф. с. связности
делятся
на: 1) Ф.с. разъединения - результат выбора конструкции со слабой связью
составных частей. Сюда относятся: дистант-ное употребление слов, непосредственно
связанных по значению ("Где взгляд людей обрывается куцый...",- В. В. Маяковский);
парцелляция (реализация единой синтаксич. конструкции более чем одной фразой:
"Я жаловаться буду. Губернатору." - М. Горький); аттракция (устранение
согласования: "Началась у них драка-бой великая" - фольклор); вводные элементы
("И тут появляется - кто бы вы думали? - она..."); перестановка частей
высказывания ("Умрём и бросимся в бой" - Вергилий) и др. 2) Ф. с. объединения
- результат выбора конструкции с тесной связью составных частей: градация,
синтаксический параллелизм,
отнесение слова одновременно к двум
членам предложения ("И горный зверь, и птица... Глаголу вод его внимали"
- М. Ю. Лермонтов), повторение союзов и др.



III. Ф. с. значимости
делятся
на: 1) Ф. с. уравнивания - результат выбора конструкции с относительно
равноценными составными частями: прямой порядок слов; контактное употребление
слов, непосредственно связанных по значению; равномерность распространения
второстепенных членов; приблизительно одинаковая длина фраз и абзацев.
2) Ф. с. выделения - результат выбора конструкции с неравноценными составными
частями: инверсия
(слово занимает не вполне обычную и потому "сильную"
для него позицию - либо в начале, либо в конце фразы: "И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил" - Пушкин), градация (особенно нарастающая; начала
строф стихотв.


Ф. И. Тютчева: "Восток белел...
Восток алел... Восток пылал..."). Существуют Ф. с., усиливающие и выделяющие
фразу в целом на фоне её окружающих: риторич. обращение (т. е. к неодушевлённому
предмету: "А ты, вино, осенней стужи друг..." - Пушкин), риторич. вопрос
("Знаете ли вы украинскую ночь?" - Н. В. Гоголь), риторич. восклицание
("Какой простор!"); значимость фразы резко повышается также в результате
отождествления её с абзацем ("Море - смеялось" - Горький). Названные простые
Ф. с. способны синтезироваться в целостном тексте, образуя сложные фигуры.


Использование в речи Ф. с.
(как и тропов) - частный аспект проблемы мастерства писателя. Простое
наличие или отсутствие Ф. с. вовсе не определяет сти-листич. достоинств
текста. Углублённое изучение Ф. с. предполагает объединение усилий различных
специалистов: в первую очередь лингвистов. литературоведов, психологов.


Лит.: Античные теории
языка и стиля, М. - Л., 1936; Бэн А., Стилистика и теория устной и письменной
речи, пер. с англ., М., 1886; Балли Ш., Французская стилистика, пер. с
франц., М., 1961; Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, в сб.:
Вопросы теории и психологии творчества, 2 изд., т. 1, Хар., 1911; Жирмунский
В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Рыбникова М. А.,
Введение в стилистику, М., 1937; Квятковский А., Поэтический словарь, М.,
1966; Корольков В. И., К теории фигур, в кн.: Сборник научных трудов Моск.
гос. пед. ин-та иностранных языков им. М. Тореза, в. 78, М., 1974; Staigеr
Е., Die Kunst der Interpretation, Z., 1957; его же, Grundbegriffe der Poetik,
8 Aufl., Z. - Freiburg i Br., 1968; Lausberg H., Handbuch der literarischen
Rhetorik. Eine Grundlegung der Literaturwis-senschaft, [Bd 1 - 2], Munch.,
1960; Тоdorоv Т., Tropes et figures, в сб.: То honor R. Jakobson. Essays
on the occasion of his seventieth birthday, v. 3, The Hague -P., 1967.
В.
И. Корольков.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я