ФЕЛЬЕТОН

ФЕЛЬЕТОН (франц. feuilleton,
от feuil1е - лист, листок), жанр художественно-публицистической литературы;
ему присуще критическое, нередко комическое, в т. ч. сатирическое, начало.
Общие приметы - актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения,
видимая "бесплановость", лёгкость, непринуждённость композиции, пародийное
использование художеств. и внехудожеств. жанров и стилей. Своеобразие Ф.
связано преим. с тем, что он относится к "смешанному" художеств.-публицистич.
жанру по методам обработки фактов и по отношению к факту, по целям. Контуры
жанра, его содержание и функции исторически изменчивы.


Рождение Ф. относят к 28
янв. 1800, когда в парижскую газ. "Журналь де деба" ("Journal des Debats")
был впервые вложен дополнит. листок (feuilleton), в к-ром стали печататься
объявления, театр. и муз. рецензии, сообщения о модах, шарады,словом, не
политич., не офиц. материалы. Точнее, это было рождение рубрики, а не жанра.
С увеличением формата газеты Ф. стали называть её "подвал". Под рубрикой
Ф. печатались даже романы ("Парижские тайны" Э. Сю, "Три мушкетёра" А.
Дюма), давшие начало "роману-фельетону", ориентированному на вкусы массового
читателя. Материалы под рубрикой Ф. нарушали офиц. серьёзность, шаблонность
и абстрактность казённого стиля, хотя нередко тяготели к развлекат. нравоописательности.


Истоки Ф., пронизанного социальными
и политич. мотивами, относятся к журналистике Великой франц. революции
(памфлеты, статьи К. Демулена, Лустало, Ж. П. Марата). Развитие жанра политич.
Ф. на Западе в 19 в. связано с именами Л. Берне, Г. Гейне, В.
А. Рошфора, Г. Веерта, Ф. Фрейлшрата.


В России само звание фельетониста
долго имело уничижит. оттенок, воспринималось как синоним нечистоплотного
газетного подёнщика. Рубрика Ф. "русифицировалась" в 20-е гг. 19 в. в газ.
"Северная пчела" Ф. В. Булгарина, Ф. к-рого свойственны охранит.
и полицейские тенденции, педантичная нравоучительность. Фельетоны Барона
Брамбеуса (О. И. Сенковского) в журн. "Библиотека для чтения" высмеивали
бездарность и пошлость в лит-ре; вместе с тем нередко им были присущи художеств.
консерватизм и беспринципность.


Лучшие образцы фельетонной
лит-ры 1-й пол. 19 в. представлены сатирически заострёнными лит.-критич.
статьями А. А. Бестужева и блестящими, безупречного вкуса и слога статьями
А. С. Пушкина (под псевд. Феофилакт Косичкин).


В сер. 19 в. этапным явлением
в развитии жанра стали Ф. писателей натуральной школы, В. Г. Белинского,
Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова, И. И. Панаева, М. Е. Салтыкова-Щедрина
(воспринявших опыт сатирич. журналов кон. 18 в. Н. И. Новикова и И. А.
Крылова); питаясь фактами из лит-ры и периодики, они вели к глубоким социально-политич.
обобщениям, в то же время разоблачая конкретных виновников злоупотреблений
и преступлений. Политич. Ф. стал одним из ведущих жанров в демократич.
изд. 2-й пол. 19 в. ("Искра", "Гудок", "Будильник"), где печатались Д.
Д. Минаев, Н. С. Курочкин, Г. И. Успенский и др. На развитие стиля рус.
Ф. повлияло творчество Салтыкова-Щедрина и А. И. Герцена (заметки, памфлеты
в ч Колоколе"). В традициях революцион-но-демократич. журналистики вёл
поли-тич. Ф. в 1895-96 на страницах "Самарской газеты" М. Горький (под
псевд. Иегудиил Хламида). Политич. остротой и идейной чёткостью отмечены
Ф. критиков-марксистов В. В. Воровского и М. С. Ольминского (1900-10-е
гг.).


Видные фельетонисты кон.
19 - нач. 20 вв.- А. А. Яблоновский, А. Р. Кугель, А. В. Амфитеатров и
особенно В. М. Дорошевич, придававший Ф., близкому к юмористич. рассказу,
актуальное публицистич. звучание. Существенно для развития рус. Ф. творчество
сотрудников "Сатирикона" и "Нового Сатирикона" - А. Т. Аверченко,
Н. А. Тэффи, Саши Чёрного. В "Новом Сатириконе" были напечатаны фельетонные
стихи В. В. Маяковского (чГимн судье", "Гимн взятке" и др.), к-рый вместе
с Д. Бедным сыграл важную роль в становлении сов. Ф.


Сов. Ф. 20 - нач. 30-х гг.
развивал лучшие традиции передовой рус. фельетонной лит-ры (Ю. К. Олеша,
М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, В. П. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, А. Зорич,
О. Вишня, Я. Судрабкалн). В 30-е гг. выделялись проблемно-публицистич.
фельетоны М. Е. Кольцова. В 40-50-е гг. обрели широкую известность имена
фельетонистов Г. Е. Рыклина, Л. С. Ленча, Д. И. Заславского, С. Д. Нариньяни,
С. И. Олейника. В 60-70-е гг. выделяются фельетоны Н. И. Ильиной, Л. И.
Лиходеева, И. М. Шатуновского; появляются романы-фельетоны. Своеобразной
разновидностью является (начиная с 20-х гг.) сов. обличительно-тенденциозный
Ф. на междунар. политич. темы (Маяковский, Заславский, Я. Галан). Став
достоянием дореволюц. большевистской прессы (газ. "Правда"), Ф. остаётся
живым и актуальным жанром сов. печати.


Лит.: Фельетон. Сб.
статей, Л., 1927; Фельетоны сороковых годов, М.-Л., 1930; 3аславский Д.,
Истоки и пути фельетона, [М.], 1931; его же, Фельетон, в сб.: Газетные
жанры, М., 1955; Русский фельетон, М., 1958; Советский фельетон, М., 1959;
Кольцов М. Е., Писатель в газете, М., 1961; Журбина Е. И., Теория и практика
художественно-публицистических жанров, М., 1969. И. А. Дедков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я