ФЕЙХТВАНГЕР

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger)
Лион (7.7.1884, Мюнхен,-21.12.Г958, Лос-Анджелес, США), немецкий писатель.
Получил филологич. образование в Мюнхене и Берлине; доктор философии (1907).
Занимался журналистикой, театр. критикой. Антивоен. позиция Ф. в 1914-
1918 выразилась в стихах, обработках "Персов" по Эсхилу (1917), "Мира"
по Аристофану (1918), в пьесах "Военнопленные" (1919) и др. Эмигрировав
из Германии (1933), жил во Франции, участвовал в междунар. движении в защиту
культуры, редактировал совм. с В. Бределем и Б. Брехтом издававшийся в
Москве в 1936-39 журн. "Ворт" ("Das Wort"), Посетив СССР, написал кн. "Москва
1937" (1937, рус. пер. 1937). В 1940 был интернирован во Франции, застигнут
нем. войсками и с трудом спасся. Последние годы жизни провёл в США. Осн.
проблематика творчества Ф.- альтернатива действия и филос. созерцания,-
впервые обозначившись в "драматическом романе" "Томас Вендт" (1920), была
продолжена в ист. романах "Еврей Зюсс" (1920-22, опубл. 1925, рус. пер.
1929) и "Безобразная герцогиня" (1923, рус. пер. 1935). В 1930 появился
роман "Успех" (рус. пер. 1935), составивший 1-ю часть трилогии "Зал ожидания";
др. романы -"Семья Оппенгейм" (1933, рус. пер. 1935; в позднейших изд.-
"Семья Опперман") и "Изгнание" (1939, рус. пер. 1939). По глубине социального
анализа "Успех" - выдающееся реали-стич. произв., разоблачавшее гитлеризм
уже в его ранних проявлениях. Изобразив в "Семье Оппенгейм" крах бурж.
гуманизма, в романе "Изгнание" Ф. критически пересматривает свою принципиальную
обособленность от политич. борьбы, показывая осознанную тягу лучшей части
нем. эмиграции к новой, социально преображённой жизни на родине. Центр.
проблема ист. романов Ф. 30-х гг.- проблема личности, к-рая, воплощая в
себе гуманистич. духовные ценности, находится в определённом отношении
к народу и социальной практике (трилогия об Иосифе Флавии - "Иудейская
война", 1932, рус. пер. 1937;"Сыновья", 1935, рус. пер. 1937; "Настанет
день", 1942). Историч. романам Ф. присущ остроактуальный подтекст ("Лже-Нерон",
1936, рус. пер. 1937). Подлинные историч. лица и события накануне фаш.
переворота в романе "Братья Лаутензак" (1943) придают социально-политич.
анализу происходящего большую конкретность и глубину. Роман "Симона" (1944)
рассказывает о юной героине франц. Сопротивления. Обогащённый ист. опытом
победоносной антифаш. войны и со-циалистич. преобразований в ряде европ.
стран, Ф. в принципе приемлет и путь, к-рым эта победа была достигнута,-
ре-волюц. активность нар. масс. Эти идеи нашли выражение в произв. Ф.,
тематически связанных с Великой франц. революцией: в романах "Лисы в винограднике"
(1947, рус. пер. 1959), "Гойя, или Тяжкий путь познания" (1952, рус. пер.
1955), "Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо" (1952,
рус. пер. 1956) и пьесе "Вдова Капет" (1956).


Ф. создал новый тип ист.
двупланового романа (в известной степени рационали-стич.). Мн. произв.
Ф. экранизированы. Нац. премия ГДР (1953).


Соч.: GesammelteWerke in
Einzelausgaben, Bd 1 - 10, 12 - 14, В., 1959 - 64; в рус. пер.- Собр. соч.,
вступ. ст. Б. Сучкова, т. 1 - 12, М., 1963 - 68.


Лит.: Фрадкин И. М..
Пафос истории, творимой народом, в его кн.: Литература новой Германии,
М., 1961; Рачинская Н. Н., Лион Фейхтвангер, М., 1965; Сучков Б., Лики
времени, т. 1, М., 1976; Leuро1d Н., Lion Feuchtwanger, Lpz., 1967; Николаева
Т. С., Разум против варварства, Саратов, 1972. И.М.Фрадкин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я