ФЕДОТОВ

ФЕДОТОВ Павел Андреевич
[22.6(4.7). 1815, Москва,- 14(26).11.1852, Петербург], русский живописец
и график, родоначальник критич. реализма в рус. изобразит. иск-ве. Учился
в 1-м Моск. кадетском корпусе, служил в Финл. полку в Петербурге. Будучи
офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ
(1834-45). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался
советами К. П.


"Чаепитие". Миниатюра на
настольном прессе. Кон. 19 - нач. 20 вв.


Брюллова. К первому
периоду творчества (до сер. 1840-х гг.) Ф. относятся карандашные зарисовки,
карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия,
1844-46), в к-рых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным,
Ф. впервые сформулировал программу критич. реализма. В зрелый период творчества
(до кон. 1840-х гг.) Ф. перешёл к работе масляными красками, создал серию
картин ("Свежий кавалер", 1846, "Разборчивая невеста", 1847, "Сватовство
майора", 1848, все - Третьяковская гал., Москва), в к-рых приходит к новой
системе развёртывания сюжета, обогащ. конфликтом и временным единством
действия, отказывается от карикатурности, соединяет критич. пафос с поэтич.
представлением о мире, добивается гармонич. композиции, чистоты красок,
отделанности деталей. Используя традиции нар. творчества, Ф. сочинял стихи
на сюжеты своих картин и читал их в раёшном духе на выставках. Лучшие живописные
портреты Ф.- небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке,
отмечены живописным единством ("Е. Г. Флуг", ок. 1850, "Н. П. Жданович",
1849, оба - Рус. музей, Ленинград). В рисунках Ф. достигает линейного и
ритмич. совершенства, продолжая работать над серией графич. листов нравственно-критич.
содержания. В кон. 1840-х гг. к Ф. пришли признание и слава, оказавшиеся
кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой
и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном
положении. Поздний период жизни и творчества Ф. (1850-52) отмечен чертами
трагизма, обострённого тяжёлой психич. болезнью. Отказываясь от сатиры,
Ф. создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием
живописных и графич. проблем ("Вдовушка", 1851-52, "Анкор, ещё анкор!",
1851-52, обе - Третьяков, гал., "Игроки", 1852, Киевский гос. музей рус.
иск-ва). Незначит. факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый
образ почти символич. характера, передавая безысходность человеческой жизни
в условиях николаевского режима. Используя контрасты светотени, разрушая
локальную живописную систему, Ф. обретает живописное единство, эквивалентное
образной идее. Творческое наследие Ф. сыграло видную роль в развитии русской
живописи 2-й пол. 19 в.


Илл. см. на вклейках - к
стр. 257 и табл. XVI (стр. 224-225), а также т. 4, табл. XVI, стр. 160-161;
т. 9, табл. XIX, стр. 192-193; т. 22, табл. XXVII, стр. 304-305).


Лит.: Дружинин А.,
Воспоминание о русском художнике П. А. Федотове, "Современник", 1853, №
2; Лещинский Я. Д., П. А. Федотов - художник и поэт, Л. - М., 1946; Леонтьева
Г. К., П. А. Федотов. Основные проблемы творчества, Л. - М., 1962; Сарабьянов
Д. В., П. А. Федотов, [М., 1969]; его же, П. А. Федотов и русская художественная
культура 40-х годов XIX века, М., 1973. Д. В. Сарабъянов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я