ФАРС

ФАРС (франц. farce,
от лат. farcio - начиняю: ср.-век. мистерии "начинялись" комедийными вставками),
1) вид нар. театра и лит-ры, распространённый в 14- 16 вв. в зап.-европ.
странах. Ф. отличался комической, нередко сатирич. направленностью, реалистич.
конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Герои Ф.- горожане. Крестьяне
всегда высмеивались, так же как и представители мелкого дворянства. Образы-маски
(глупый муж, сварливая жена, тупой судья, врач-шарлатан, учёный-педант,
мошенник и т. д.), лишённые индивидуального начала, представляли собой
первую попытку создания социальных типов. Ф. были насыщены буффонадой.
Наибольшую
известность получили франц. Ф. (15 в.) "Лохань", "Адвокат Патлен" и др.
Традиции нар. Ф. оказали большое влияние на развитие демократич. направления
во франц. актёрском иск-ве (фарсовые актёры 17 в.- Табарен, Гро-Гильом,
Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творчество Мольера. Традиции итал. Ф.
стали основой комедии дель арте, англ. Ф. нашёл претворение в комедиях
У. Шекспира, исп. Ф.- в одноактных пьесах Л. де


Руэды, в интермедиях М. Сервантеса;
нем. Ф. (фастнахтшпилъ) получил лит. воплощение в творчестве Г,
Сакса. Ф. частично был возрождён в кон. 19 и в 20 вв. в сатирич. пьесах
А. Жарри, Б. Брехта. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.
2) В 19-20 вв. жанр бурж.-коммерч. театра, не связанный с нар. традицией:
бессодержательные, часто скабрёзные комедии, построенные на внешних комич.
приёмах.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я