УЧЕБНЫЙ ПЛАН

УЧЕБНЫЙ ПЛАН документ,
определяющий состав уч. дисциплин, изучаемых в данном уч. заведении, их
распределение по годам в течение всего срока обучения. У. п., как правило,
включает 3 части: график уч. процесса - периоды теоретич. занятий, уч.
и производственной практики, экзаменационных (или лабораторно-экзаменационных)
сессий, дипломной работы (или дипломного проектирования), каникул и их
чередования в течение всего срока обучения; сводные данные по бюджету времени
- общая продолжительность каждого периода уч. процесса по годам и за весь
срок обучения; план уч. процесса - перечень обязательных, альтернативных
и факультативных дисциплин с указанием объёма каждой из них в академич.
часах и распределения этих часов по неделям, семестрам, уч. годам, сроки
сдачи экзаменов, зачётов и курсовых работ (проектов) и количество часов,
отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому
предмету (в 3-й части У. п. могут быть указаны специализации с соответствующими
перечнями изучаемых дисциплин).


В СССР и др. социалистич.
странах У. п., как правило, единые для уч. заведений одного типа. Разрешается
иметь индивидуальные У. п. только крупным вузам (напр., Московскому, Ленинградскому,
Новосибирскому, Киевскому и ряду др. ун-тов, МВТУ им. Н. Э. Баумана), где
сложились общепризнанные науч.-пед. школы. Преемственность У. п. общеобразоват.,
средних специальных и высших школ гарантирует единый объём знаний и равные
возможности выпускникам продолжать образование в школе след, ступени. У.
п. сов. школы строятся так, чтобы обеспечить коммунистич. воспитание и
всестороннее развитие уч-ся, подготовить их к жизни, к труду, развить потребность
к продолжению образования в течение всей трудовой деятельности. В У. п.
предусматривается необходимое соотношение гуманитарных и естественнонауч.
дисциплин, соединение теоретич. обучения с практикой. Последовательность
изучения предметов, предусматриваемая У. п., направлена на установление
между ними объективно существующих связей и зависимостей. Количество времени,
выделяемого на изучение отд. предметов, определяется их значением в системе
образования данного уровня, воспитательно-образоват. задачами, объёмом
курса, соотношением в нём теоретич. материала и практич. работ; учитываются
также объём и характер необходимых умений и навыков. Содержание образования,
определяемое У. п., конкретизируется в учебных программах, учебниках,
учебных пособиях.



В ряде капиталистич. стран
общеобразоват. школа не имеет единых У. п. Отсутствие преемственности в
У. п. на различных ступенях обучения, больший объём знаний, даваемых в
привилегиров. уч. заведениях (напр., в Великобритании, ФРГ), открывают
широкий доступ к высшему образованию лишь детям имущих классов. В США даже
в элементарной (обязательной для всех) школе нет единых У. п.- каждый штат
разрабатывает их самостоятельно. д. И. Богомолов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я