УЧЕБНОЕ КИНО

УЧЕБНОЕ КИНО один
из видов научного кино, использующийся в качествевспомогат. средства
в уч. процессе. Применяется, как правило, в тех случаях, когда уч. материал
недоступен для восприятия в обычных условиях занятий. С помощью кинематографа
можно замедлить быстрые процессы и благодаря этому сделать их видимыми,
проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет,
перенести зрителя в др. страны, сделать зримыми обобщения и абстракции
посредством движущегося рисунка (мультипликации). Уч. фильмы классифицируются
в зависимости от предмета уч. дисциплины и её частной методики, возраста
учащихся, степени науч. подготовленности (если это взрослый зритель) и
ди-дактич. назначения. В связи с последним различают: фильмы, выполняющие
функцию коротких киносправок; целостные фильмы, задача к-рых объяснить
тот или иной вопрос учебной программы; фильмы, помогающие усвоить производств.
навыки (для демонстрации на спец. тренировочных стендах); инструктивные
фильмы, разъясняющие смысл и значение производств. правил; вводные, или
вступительные,- для ознакомления с осн. проблемами уч. дисциплины, её целями
и задачами; заключительные (по всей дисциплине или её разделу), - применяющиеся
для повторения пройденного материала и касающиеся гл. обр. наиболее трудных
для усвоения вопросов. Цикл уч. фильмов (кинокурс) применяется для освещения
всех основных вопросов учебной дисциплины. Каждый вид кинопособия отвечает
задачам наиболее полного изложения темы при минимальной затрате учебного
времени. Уч. фильмы отличаются жанровым разнообразием, к-рое определяется
гл. обр. методом ки-нематографич. решения. Деятели сов. У. к. при создании
кинолент руководствуются коммунистич. идейной направленностью, стремятся
к науч. точности фильма, соответствию его совр. уровню науки, а также требованиям
уч. программы.


У. к. стало развиваться сразу
после изобретения кинематографа бр. Л. и О. Люмьер (1895). В 1898
во Франции снят первый уч. фильм. Начальный этап становления У. к. характеризовался
случайностью тематики и науч. поиска. В 1908 произ-во уч. фильмов началось
в США, где Т. А. Эдисон снял киноленты "Домик мухи" и "Лягушка". Новый
этап в истории У. к. связан с созданием кинопроекционного аппарата для
узкоплёночного кино; в 20-30-е гг. проводились экспериментальные исследования,
организовывались специальные центры - Центр. бюро педагогич. картин (Великобритания),
"Люче" (Италия) и др. В нач. 20-х гг. в Норвегии, Франции, Венгрии проводились
исследования закономерностей восприятия и структуры фильмов; в Йельском
ун-те (США) путём массового эксперимента (1922), давшего благоприятные
результаты, изучалось воздействие цикла фильмов на знания учащихся. С кон.
40-х гг. уч. фильмы создаются по всем курсам средней и высшей школы, многотысячными
тиражами производятся 8-мм киноленты для кассетного кино в
США, ФРГ, Чехословакии, ГДР и др.


Первые сведения об У. к.
в России относятся к 1897, в этом же году в Петербурге показывались уч.
киноленты. С 1907 картины, снятые на рус. кинофабриках,- "Электрический
телеграф", "Кровообращение", "Глаз" - демонстри ровались
на экранах. В фильме "Инфузория" впервые использовалась микрокиносъёмка,
в "Опытах с жидким воздухом" - натурная съёмка в науч. лаборатории. После
Окт. революции 1917 сов. У. к. развивалось под влиянием идей Н. К. Крупской,
А. В. Луначарского. В 30-е гг. было организовано массовое произ-во уч.
картин, регулярно выходили сб. "Учебное кино" (1933-36), где публиковались
статьи А. М. Гельмонта, М. М. Полонского, Ц. Киселёва, Б. X. Толля и др.
о методике применения У. к. Ряд статей Н. И. Жинкина посвящён исследованиям
восприятия уч. фильмов. В кон. 30-х гг. в Москве были созданы кинолаборатории
"Школфильм" и "Вузфильм", освоившие выпуск монтажных кинолент. С сер. 30-х
гг. произ-во уч. фильмов осуществляется в Москве, Ленинграде, Свердловске
и Киеве. Уч. кинокартины снимаются также на студиях документальных и научно-популярных
фильмов союзных республик. В Мин-ве просвещения СССР создана сеть фильмотек
(св. 1500), через к-рые школы получают кинокартины. С 1967 проводится Всесоюзный
фестиваль уч. фильмов. Организуются семинары творч. работников и педагогов.
В Академии пед. наук СССР и НИИ высшей школы работают научно-исследоват.
лаборатории У. к. и телевидения.


Лит.: Корецкий К.,
Зарубежная учебная кинематография, в сб.; Учебное кино, в. 5, М., 1936;
Учебный фильм. Сб. ст., М., 1961; Шахмаев Н. М., Дидактические проблемы
применения технических средств обучения в средней школе, М., 1973; Wittiсh
W., Sсhu11er C., Audio-visual materials, N. Y., 1957.

Б. А. Альтшулер, Л. П.
Прессман.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я