УСВОЕНИЕ

УСВОЕНИЕ процесс
и результат познавательной деятельности - овладения знаниями, умениями,
навыками. У. в учебно-воспитательном процессе определяется содержанием
и методами обучения, зависит также от индивидуальных и возрастных
особенностей учащихся.


Для совр. этапа развития
психологопед. науки характерны две тенденции, тесно связанные друг с другом:
обеспечение наиболее эффективных средств управления У. знаний и наряду
с этим наиболее широкое использование возможности познавательной активности
самих учащихся, формирование у них умения приобретать знания самостоятельно.


У.- развивающийся процесс,
имеющий различные уровни, к-рые характеризуются специфич. формами его управления
и разной степенью активности учащихся. Одна из форм управления процессом
У. предполагает жёсткую регламентацию действий учащихся, обеспечивающих
У. нового знания. Определённая система действий дана в готовом виде в образце,
на основе к-рого и осуществляется У. Процесс У. такого уровня изучен и
описан сов. психологами


В этом случае система регламентирующих
предписаний определяет не только характер действий учащихся, но и их последовательность
и даёт возможность правильно распознавать категории изучаемого материала.
Самостоятельность учащегося сводится при этом к минимуму и его активность
проявляется в подражании образцу, в выполнении определённых, заданных способов
действия.


Более сложные формы активности
учащихся связаны с формированием приёмов умственной деятельности, к-рое
обеспечивается педагогом. В этом процессе соединяются общественно выработанные
способы деятельности и активной личности действующего индивида, поскольку
владение тем или иным приёмом является необходимым элементом саморегуляции
в У. знаний, а не только регулирования извне. Особо важное значение в У.
имеет формирование обобщённых приёмов умственной деятельности (исследования
Д. Н. Богоявленского, Е. Н. Кабановой-Меллер, Н. А. Менчинской и др.).
Учащиеся не только обобщают способы действия с материалом определённого
типа, но и вырабатывают свой определённый "стиль" умственной работы (Ю.
А. Самарин). У. знаний и способов деятельности составляет основу и необходимое
условие умственного развития человека.

Н. А. Менчинская.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я