УПРАВЛЯЕМЫЙ РАЗРЯДНИК

УПРАВЛЯЕМЫЙ РАЗРЯДНИК ионный
прибор
с холодными электродами, в к-ром электрич. разряд между осн.
электродами возбуждается под действием импульса напряжения, приложенного
к управляющему (поджигающему) электроду. Различают У. р. с тремя электродами
(тригатроны,
или
тригитроны) и с четырьмя (крайтроны). Втригатронах управляющий электрод
расположен между основными или в полости одного из них. В крайтронах четвёртый
электрод используют для получения т. н. подготовит. разряда (пропускается
ток в неск. десятков мка от высоковольтного источника постоянного
тока через ограничительный резистор), стабилизирующего время запаздывания
осн. разряда по отношению к моменту подачи поджигающего импульса. Электроды
У. р. изготовляют из тугоплавких металлов и их сплавов и заключают в стеклянный,
металлостеклянный или металлокерамич. корпус (рис. 1), заполняемый газом
под давлением 10-103 кн/м2.
В У. р., наз.
вакуумными искровыми реле (ВИР), или спрайтронами, внутр. пространство
разрядника откачивают до высокого вакуума; искровой разряд, возникающий
первоначально в вакууме, поддерживается затем в парах металлов, из к-рых
сделаны электроды (см. также Искровой разрядник).


У. р. применяют в импульсной
технике
(в качестве быстродействующих коммутаторов, или переключателей),
а также в устройствах защиты электрич. цепей и оборудования от перенапряжений
и токовых перегрузок. Посредством У. р. можно коммутировать ток от десятков
а
до
десятков ка при напряжении от сотен в до сотен кв
и длительности
импульсов от десятых долей мксек до неск. мсек.
Их долговечность
составляет до 103 пробоев при токе неск. десятков
ка и
до 107 при токе неск. ка. Обычно У. р. работают в режиме
одиночных импульсов или импульсов с частотой следования до неск. десятков
гц.
Для повышения частоты следования импульсов до неск.
кгц при
напряжении неск. кв применяют многокамерную конструкцию У. р. (рис.
2).


От др. коммутирующих приборов
аналогичного назначения (напр., импульсных тиратронов) У. р. отличаются
отсутствием накала, мгновенной готовностью к работе, устойчивостью к перегрузкам,
малыми габаритами и массой, простотой конструкции.

В. В. Никитин, Л. М. Тихомиров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я