УНИВЕРСИТЕТЫ

УНИВЕРСИТЕТЫ (от лат.
universitas - совокупность, общность), высшие учебно-научные заведения,
ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих
основы научного знания. История У. начинается с эпохи западно-европейского
средневековья и связана с ростом ср.-век. городов, потребностями развивавшейся
гор. экономики и культуры. Ранее всего (11 в.) ср.-век. высшие (светские)
школы появились в Италии - Болонская правовая, в 1158 получившая статус
У., высшая мед. в Салерно. В кон. 12-13 вв. возникли У.: Парижский (1215)
и в Монпелье (1289, Франция), Кембриджский (1209) и Оксфордский (Англия),
Саламанк-ский (Испания), Лисабонский (1290, Португалия); в 14 в. в Центр.
Европе - Пражский (Карлов университет, 1348, Чехия), Краковский (1364,
Польша), Венский (1365, Австрия), Гейдельберг-ский (1386, Германия); в
15 в. в Сев. Европе - Упсальский (1477, Швеция), Копенгагенский (1479,
Дания).


Ср.-век. ун-т состоял из
ф-тов: артистического, или искусств (подготовительного), и трёх высших
- права, мед. и богословского (теологического). На артистич. ф-те, позднее
получившем назв. философского, преподавали т. н. семь свободных искусств
(лат. septem artes liberales): сначала тривиум (trivi-um) - грамматику,
риторику, диалектику, затем квадривиум (quadrivium) - арифметику, геометрию,
астрономию, музыку. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Преподавание
велось на интернациональном в ср.-век. Европе лат. языке. После овладения
курсом тривиума и сдачи соответствующего экзамена присуждалась степень
бакалавра иск-в, после овладения курсом квадривиума - степень магистра
иск-в. На высших ф-тах присуждались степени магистра и доктора наук, соответственно
профилю ф-та. Студенты и преподаватели жили в обще-житиях - коллегиях (коллежах,
колледжах); здесь же проводились занятия. У. являлись ср.-век. корпорациями,
включавшими как магистров, так и учащихся (отсюда и их назв.- Universitas
magist-rorum et scolarium, корпорации учителей и учеников, или просто У.).
Они обладали адм. автономией, своей юрисдикцией (степень самоуправления
У. была различной), имели свои уставы, строго регламентировавшие всю жизнь
У. Первые У., возникавшие без вмешательства церк. и светских властей, становились
нередко очагами свободомыслия и еретич. идей, связанных с бюргерской оппозицией
феод, строю и католич. церкви. Церковь, стремившаяся утвердить свою монополию
на образование в ср.-век. обществе, нуждалась в филос. обосновании церк.
догм (см. Схоластика) и повела борьбу за господство над У. В её
руках ср.-век. У. всё более становились проводниками католич. ортодоксии.
Королевская власть, вступившая в борьбу с папством за создание нац., независимых
от него церквей, в свою очередь стремилась усилить влияние на У. Многие
У. (в Италии, Испании, Центр. Европе) были основаны королевской властью.


Несмотря на господство в
ср.-век. У. ортодоксально-религ. мировоззрения, в них развивались передовые
для своего времени идейные и науч. направления. Нек-рые У., несмотря на
гонения, были важными центрами распространения в Зап. Европе материалистич.
идей. Материали-стич. тенденции учения Аристотеля разрабатывались,
в частности, в аверроизме. Ряд виднейших противников католич. ортодоксии
вышел из более свободного от влияния папства Оксфордского ун-та (Р. Бэкон,
У.
Оккам
и
др.). Борьба Я. Гуса против нем. засилья в Пражском ун-те сыграла
большую роль в начале гуситского революционного движения
1-й пол.
15 в. в Чехии. У. способствовали интернац. культурному общению.


К 15-16 вв. университетская
схоластика стала тормозом для культурного и науч. развития. Развитие культуры
в эпоху Возрождения оказало воздействие на преподавание в У. В нек-рых
странах, напр, в Германии, гуманистич. движение было тесно связано с У.
Важным центром гуманизма стали также ун-ты Оксфордский в Англии, Краковский
в Польше. В Германии основанный в 1502 Виттен-бергский ун-т (гл. центр
деятельности М. Лютера и Ф. Меланхтона) стал очагом Реформации.
Протестантские
У. подверглись реформированию, но и они становились очагами схоластической
(теперь уже протестантской, а не католической) науки. Расцвет естествознания
в 17- 18 вв., вызвавший к жизни многочисл. академии, науч. об-ва, протекал,
в основном минуя У. В период контрреформации
произошло заметное
укрепление позиций католич. церкви в У. Большинство их в католич. странах
оказалось в руках иезуитов.


Эпоха капитализма обусловила
необходимость приспособления У. к потребностям бурж. общества: придания
университетскому образованию светского характера, освобождения его от догматизма
и схоластики, превращения У. в центры новой, опытной науки, что в зап.-европ.
У. особенно проявилось в 19 в.


В США развитие У., уровень
университетского образования долгое время отставали от европейских. До
войны за независимость в североамер. колониях Англии (1775-83) англ. поселенцами
было осн. 9 колледжей (Гарвардский в 1636, Уильяма и Мэри в 1693, Йельский
в 1701, и др.), являвшихся по существу привилегированными ср. школами,
лишь позднее, в основном в 19в., преобразованных в У. Колледжи основывались
преим. различными религ. протестантскими орг-циями, долго сохраняли конфессиональный
характер. Первым независимым от влияния церкви ун-том стал Виргинский (осн.
в 1819), инициатором создания к-рого и первым ректором был Т. Джефферсон.
Гл.
роль в организации и финансировании У. в США принадлежала не гос-ву, а
отд. орг-циям и частным лицам. Уч. программы амер. У., как и английских,
долго отражали ари-стократич. подход к образованию (клас-сич. образование).
В 1802 в Йельском колледже была открыта первая в США кафедра химии, геологии
и минералогии, в 1854 там же учреждена Высшая естественнонаучная школа.
Однако поворот в сторону изучения естеств. наук, практики совершался в
США медленнее, чем во мн. европ. странах; американцы, получавшие образование
в европ. У., переносили их опыт в США. Значение университетского образования
стало возрастать со времени Гражданской войны в США 1861-65 и особенно
с кон. 19 в.


В странах Лат. Америки У.
были основаны в период исп. колон. господства (У. в Санто-Доминго, 1538;
в Мехико, 1551; Лиме, 1551, и др.; до кон. 18в. всего ок. 20); они представляли
копию ср.-век. исп. У., прежде всего Саламанкского, и находились под полным
влиянием католич. церкви. Преобразование старых У. и возникновение новых
связано с образованием независимых лат.-амер. республик в 1-й пол. 19 в.
Постепенно в лат.-амер. У. усиливалось влияние университетского образования
США; то же характерно для ун-тов Канады (первый колледж был осн. в 1635
иезуитами в Квебеке, в 1852 преобразован в ун-т; крупнейшие совр. канадские
У.- в Торонто, Монреале, Ванкувере и др.).


В странах Азии и Африки У.
совр. типа почти не было вплоть до 20 в. (существовавшие со времён средневековья
тра-диц. высшие школы сохраняли религ. характер). Небольшая часть местной
интеллигенции, имевшая возможность получать высшее образование, училась
в европ. У. Британскими колон. властями в целях создания кадров чиновников
из числа местного населения были основаны первые У. в Индии (Калькуттский,
Мадрас-ский, Бомбейский, все в 1857; Пенджабский в Лахоре, 1882; в Аллахабаде,
1887); моделью служил английский (Лондонский) ун-т. Ряд высших школ типа
колледжей был открыт европ. и амер. миссионерскими орг-циями (Амер. ун-т
в Бейруте, 1866; иезуитский Св. Иосифа в Бейруте, 1881; Алжирский, 1879,
и др.); обучение в них имело соответствующую направленность.


В странах Востока, сохранивших
гос. независимость, создание первых У. (обычно по зап. образцам) было связано
с потребностями бурж. развития, со стремлением преодолеть экономич. и культурную
отсталость. В Японии в соответствии с принятой в 1872 новой бурж. системой
образования были основаны У. в Токио (1877), Киото (1897) и др. В 1898
основан первый ун-т в Китае (Пекинский).


В обстановке общего подъёма
нац.-освободит. движения возникли египетский светский У.- Каирский (1908),
Сирийский в Дамаске (1923), Тегеранский (1934, Иран).


Совр. состояние У. в капиталистич.
странах отличается большой противоречивостью. Перестройка У., сопутствовавшая
развитию бурж. общества, проведена непоследовательно, система университетского
образования сохранила мн. архаические черты, отстаёт от требований времени.
Во мн. странах имеется большое число частных У. (особенно в США, Японии).
Бюджетные ассигнования ка-питалистич. гос-в на нужды У. не обеспечивают
необходимой материальной базы развития У. (недостаточный размер и число
стипендий, нехватка помещений, совр. оборудования, высокая, как правило,
плата за обучение, напр. в Колумбийском и Гарвардском ун-тах она составляет
ок. 6 тыс. долл. в год, и т. д.). Лишь с 50-60-х гг. 20 в. усиливается
внимание гос-ва к У., растут ассигнования на развитие науч. исследований
в У. Это повышение интереса гос-ва (а также отд. капиталистич. корпораций)
к У. связано с резким возрастанием роли науки в жизни совр. общества, с
требованиями, к-рые предъявляет к подготовке кадров совр. науч.-технич.
революция. В США, где традиционно федеральные (общегосударств.) ассигнования
У. были весьма незначительными, с 1960-х гг. они покрывают уже большую
часть расходов на н.-и. работы У. в важнейших областях науки (напр., в
области физич. наук- св. 90% ); федеральные ассигнования на науч. нужды
обычно получают У., уже располагающие хорошо оборудованными лабораториями
и достаточным числом высококвалифицированных науч. работников (такие, как
Калифорнийский, Колумбийский, Чикагский, Гарвардский, Йель-ский, Нью-Йоркский,
Корнеллский, Принстонский и др.). Всё возрастающее вмешательство монополий
и гос-ва в подготовку науч. кадров, направление науч. исследований на осуществление
воен. программ и т. д. характерны для совр. капиталистич. стран. Значит.
часть всех гос. расходов, отпускаемых на исследования У. США, происходит
по бюджетам военных и полувоенных ведомств. В 1972 на эти ведомства (без
учёта контрактных центров) приходилось 25% гос. ассигнований, выделенных
У. на исследовательские работы.


Происходит сужение университетской
автономии, хотя в положении У. разных стран имеются существенные различия:
напр., в Великобритании во многом сохраняются традиции У. как самоуправляющихся
орг-ций, Франция представляет тип страны, где У. находятся под строжайшим
гос.-адм. контролем. В целом бурж. гос-ву в 19 - 1-й пол. 20 вв. удаётся
подчинить У. своим целям. Из У., особенно в периоды политич. реакции, изгоняются
оппозиционные (не только де-мократич., но и умеренно-либеральные) элементы;
ведущие кафедры, особенно на гуманитарных ф-тах, не доверяются даже крупнейшим
учёным левого направления, среди профессоров У. почти нет учёных-марксистов,
университетская наука приобретает официозный характер. Тенденция к максимальному
подчинению У. бурж. гос-вом, особенно усилившаяся в условиях гос.-монополистич.
капитализма, сдвиги в социальном составе студенчества в сторону его демократизации,
являющиеся следствием потребностей капиталистич. произ-ва в высококвалифицированных
кадрах, сделали совр. У. (особенно с 60-х гг.) очагами серьёзных оппозиц.
выступлений. Борьба за демократизацию У., за модернизацию образования и
увеличение на него бюджетных ассигнований является частью совр. общедемократического,
антимонополистического движения.


Развивающиеся страны предпринимают
значит, усилия для преодоления отставания в области высшего образования.
После 2-й мировой войны 1939-45 с распадом колон. системы империализма
первые нац. У. возникли во мн. странах, добившихся гос. независимости:
в Индонезии Ун-т Гаджа Мада (Джокья-карта, 1949), Индонезийский
(Джакарта, 1950), в Ливане (Бейрут, 1953), Ливии (Бенгази, 1955), Марокко
(Рабат, 1957), Судане (Хартум, 1956, на базе университетского колледжа,
существовавшего с 1951), Ираке (Багдад, 1957), Тунисе (осн. в 1960 на базе
ин-та высшего образования). В тропич. Африке первыми высшими уч. заведениями
были университетские колледжи в Легоне (Гана) и Ибадане (Нигерия), осн.
в 1948 как филиалы Лондонского ун-та, после провозглашения независимости
Ганы и Нигерии они были преобразованы в 1961 - 1962 в самостоят. У. Создание
собств. квалифицированных кадров с высшим образованием в целях преодоления
тех-нико-экономич. и культурной отсталости как наследия колон. прошлого
- острейшая проблема для стран, освободившихся от колон. зависимости. Разрешение
её требует больших средств, преподавательских кадров, значит. расширения
(а в ряде стран создания) системы высшего образования и его полной модернизации
и преобразования. Это предполагает резкое расширение подготовки специалистов
с высшим технич. и естественнонауч. образованием, нехватка к-рых в этих
странах особенно велика (в колон. период обучение в У. носило преим. гуманитарный
уклон и имело соответствующую идеологич. направленность), пересмотр программ
гуманитарного образования в сторону изучения игнорировавшейся в колон.
период нац. истории, культуры и т. д. В СССР для оказания помощи развивающимся
странам Азии, Африки, Лат. Америки в подготовке высококвалифицированных
кадров учреждён Ун-т дружбы народов имени Патриса Лумумбы.


В России история университетского
образования восходит к 1725, когда был учреждён Академический университет
(при
Академии наук); в 1766 он фактически закрылся "за отсутствием слушателей".
В 1755 по инициативе и по плану М. В. Ломоносова открылся Моск. ун-т. В
1802-05 учреждены Дерптский (ныне Тартуский), Харьковский и Казанский У.
Виленским ун-том стала называться Гл. школа Великого княжества Литовского,
существовавшая как высшее уч. заведение ещё с 16 в. У. удовлетворяли
потребность страны в образованных чиновниках, врачах, педагогах, являлись
уч., науч. и адм. (в 1804-35) центрами уч. округов и осуществляли науч.-методич.
руководство всеми уч. заведениями округа. В 1816 возник Варшавский ун-т,
в 1819 - Санкт-Петербургский на основе Гл. пед. ин-та. В отличие от зап.-европейских,
в росс. У., кроме Дерптского и Варшавского, не было богословских ф-тов.
Большинство дворянских детей получало образование вне У., в закрытых пансионах
и лицеях. Дворян отпугивала перспектива мед. и пед. деятельности. Пр-во,
опасаясь слишком разночинного состава студенчества, постоянно стремилось
изменить его социальный состав, увеличить число студентов из дворян. Однако
это не давало ощутимых результатов, и увеличение числа студентов шло за
счёт разночинцев.


Политич. реакция 20-х гг.
19 в. сказалась и на У. Усилилось "политическое воспитание" студентов в
духе официальной "народности". В У. ограничивалось преподавание филос.
наук, естеств. права, создавались межфакультетские кафедры богословия.
Значит. урон был нанесён Казанскому, Петербургскому и Харьковскому У. Нек-рые
профессора были изгнаны из них "за пагубные лжемудрствования". Усилилась
русификаторская политика царизма в У. западных губ. России.


Устав 1835 юридически упразднил
университетскую автономию. В У. были созданы ф-ты: философский (отделения-
историко-филологич. и физико-матема-тич.), юридический и медицинский. На
всех ф-тах в обязательном порядке изучались богословие, церк. история,
действующее право. Вопреки офиц. правительств, курсу, в 30-е гг. усиливается
интерес молодёжи к науке, обществ. проблемам. В Московском ун-те возникают
студенч. кружки (Критских кружок, В. Г. Белинского, А. И.
Герцена
и
Н. П. Огарёва, Н. В. Станкевича и др.). Подобные кружки действовали
в Киеве, Харькове, Дерпте (Тарту).


После подавления Польского
восстания 1830-31 царское пр-во закрыло Варшавский и Виленский ун-ты. Учреждён
вместо них Киевский ун-т (1834) в целях утверждения рус. влияния на Правобережной
Украине. Напуганное революциями 1848-49 в Зап. Европе, царское пр-во усиливает
контроль над У. Воспрещаются внеучебные контакты профессоров со студентами,
преподавание логики и психологии поручается профессорам богословия.


В 60-х гг. 19 в. усиливается
приток разночинцев в У., в к-рых стали распространяться идеи революц. демократов.
Студенч. волнения кон. 50 - нач. 60-х гг. ускорили проведение университетской
реформы. В период бурж. реформ 60-х гг. новыми уставами росс. У. (1863)
и Дерптского ун-та (1865) восстановлена университетская автономия. У. становятся
более самостоятельными в адм. и хоз. отношении. Начали создаваться студенч.
науч. кружки. В У. впервые были допущены женщины-вольнослушательницы. Устав
1863 предусматривал в У. по 4 ф-та: историко-филологич., физико-математич.,
юридич. и медицинский. Петерб. У. имел ф-т вост. яз., но не имел медицинского.
В Дерптском открыт богословский ф-т для подготовки пасторов евангелическо-лютеранской
церкви. В 1865 статут У. и назв. Новороссийского получил Ришельевский лицей
(Одесса) с ф-тами историко-филологич., физико-математич. и юридич. (мед.
ф-т возник в 1900). В 1869 Варшавская гл. школа, созд. в 1862, преобразуется
в рус. Варшавский ун-т. Он предназначался для детей рус. администрации,
а также для польск. молодёжи, чтобы отвлечь её от поступления в Краковский
и Львовский У., находившиеся на терр. Аастро-Венгрии.


"Контрреформы" в 80-е
гг. начались по существу с нового устава У. 1884, к-рый был введён, несмотря
на протесты большинства профессоров и студентов. У. были отданы полностью
под контроль Мин-ва нар. просвещения.


Кон. 19 - нач. 20 вв. отмечены
революц. выступлениями студенчества, недовольством либеральной профессуры.
У. оказались в центре Революции 1905-07.


В них началась всеобщая студенч.
забастовка. У. становятся местами массовых митингов. Революция ускорила
поли-тич. дифференциацию студентов. Они делятся на партийные группировки,
большей частью мелкобуржуазные. С поражением революции У. лишаются завоёванных
уступок, в них восстанавливается реакц. устав 1884, ликвидируются акаде-мич.
свободы. В последующие годы шла ожесточённая борьба царского пр-ва со студенч.
выступлениями, с передовой профессурой. В 1911 мин. нар. просвещения Л.
А. Кассо изгнал из Моск. ун-та 1000 студентов, были вынуждены уйти
в отставку и 130 профессоров. Репрессии обрушились и на другие У. В 1914
в России было 10 У. (без Гельсингфорсского, ныне Хельсинкский). В них обучалось
ок. 37,5 тыс. студентов (дети дворян и чиновников - 36%, духовенства -
10,3%, др. сословий - 53,7%). Наиболее крупными У. были Московский (9892
студента) и Петербургский (7442 студента). У. в России сыграли большую
роль в развитии освободит. движения. В них воспитывались мн. революционеры
всех поколений. В 1891 диплом Петербургского У. получил В. И. Ленин, начавший
свою революц. деятельность ещё студентом Казанского У. Российские У. являлись
центрами развития отечеств. науки. До кон. 19 в. им принадлежала монополия
в науч. исследованиях. Немногочисленные тогда самостоятельные науч. учреждения
были тесно связаны с У. Академия наук (см. Академия наук СССР) в
значит. степени состояла из профессоров У. Росс. У. были также центрами
пропаганды науч. знаний и образования в широких слоях общества. На основе
У. или при их участии создавались разнообразные культ.-просвет, учреждения
и новые высшие уч. заведения. Профессора У. были инициаторами создания
Высших
женских курсов
в Москве (В. И. Герье) и Петербурге, Народного ун-та
А. Л. Ша-нявского, Вольной высшей школы П. Ф. Лесгафта, Пед. академии и
мн. др. Несмотря на реакц. политику росс. самодержавия по отношению к У.,
в них под влиянием передовой профессуры складывались прогрессивные традиции,
сыгравшие положит. роль в развитии университетского образования в стране.
Эти прогрессивные черты росс. У. сохранены и приумножены советскими У.


После Великой Окт. социалистич.
революции началось преобразование У. на социалистич. основе. Высшее образование
стало бесплатным, доступным для трудящихся и их детей. Были отменены привилегии
для бывших имущих классов, полностью сняты все нац. ограничения. Женщины
получили равное с мужчинами право на высшее образование. Задаче пролетаризации
вузов посвящено было и постановление Наркомпроса от 11 сент. 1919 "Об организации
рабочих факультетов при университетах" (см. Рабочие факультеты). 17
сент. 1920 Ленин подписал декрет о рабфаках, к-рые становились равноправными
ф-тами У. В 1919 - нач. 1920-х гг. перестраиваются уч. плавы всех ф-тов
У. Усиливается преподавание естеств. наук. Появляются новые ф-ты: биологич.,
физико-химич., механико-электротехнич. и др. Радикально реорганизуется
преподавание обществ, дисциплин. Для подготовки марксистских кадров юристов,
дипломатов, историков, экономистов и др. при У. создаются ф-ты обществ.
наук (ФОН), куда вливаются ист. отделения историко-фило-логич. ф-тов. Они
состояли из отделений: экономич., историч., политико-юридического. В 1918-20
было образовано 15 новых сов. У., многие из к-рых в нац. республиках -
Ташкентский, Тбилисский, Азербайджанский, Ереванский, Всеобщий университет
труда в Вильнюсе, Рижский.


Развернувшаяся в СССР индустриализация
потребовала ускоренной подготовки многочисл. технич. интеллигенции. В кон.
20 - нач. 30-х гг. на базе нек-рых ф-тов У. создавались самостоят. отраслевые
вузы. Открывались новые У. в союзных республиках. В 1927 начали работу
Самаркандский (до 1960 Узбекский), в 1934 Казахский, в 1940 Петрозаводский
У. С воссоединением Зап. Украины с УССР (1939), образованием Молд. ССР
(1940), с восстановлением Сов. власти в прибалт. республиках (1940) в число
сов. У. вошли Львовский, Черновицкий, Латвийский, Тартуский (б. Юрьевский)
и Вильнюсский. В 1940/41 уч. г. в СССР было 29 У., в к-рых обучалось 75,7
тыс. студентов.


В 1945 открываются Кишинёвский
и Ужгородский, в 1948 Таджикский, в 1950 Туркменский, в 1951 Киргизский
У. Принятое 12 апр. 1956 постановление Сов. Мин. СССР "О мерах улучшения
научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях" ещё теснее
связало деятельность У. с нар. х-вом, науч. учреждениями АН. 18 июля 1972
ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР приняли постановление "О мерах по дальнейшему
совершенствованию высшего образования в стране", в к-ром особое внимание
уделено развитию университетского образования. В 1956-75 создано 28 новых
У., гл. обр. в авт. республиках.


Сов. У. развиваются в тесной
связи с задачами коммунистич. строительства. Это крупные уч.-науч. центры,
в к-рых проводятся фундаментальные исследования. Развитие науки в У. создаёт
базу подготовки высококвалифицированных специалистов и научно-пед. кадров,
разработки принципов и методов совершенствования уч.-воспитат. процесса.
В 1975/76 уч. г. У. готовили специалистов по 105 специальностям - фактически
по всем отраслям науч. знаний, в каждом ун-те имелось от 4 до 16 ф-тов.
Наиболее типичные ф-ты: историч., фило-логич., юридич., экономич., механико-математич.,
химич., биолого-почвенный, биологич., физич., географич., геологический.
В Вильнюсском, Тартуском, Петрозаводском и Якутском У., а также в Ун-те
дружбы народов имеются мед. ф-ты. В У. авт. республик есть ф-ты, отвечающие
местным экономич. и культурным потребностям: инженерно-тех-нич., сельскохозяйств.,
механизации с. х-ва, лесоинженерные и др.


Подготовка специалистов в
У. имеет по сравнению с др. вузами ряд особенностей, обеспечивающих наиболее
высокий общенаучный уровень их образования. Обучение здесь в течение всех
5 лет тесно связано с проведением фундаментальных науч. исследований, что
способствует повышению уровня преподавания и вовлечению студентов в активную
н.-и. работу под руководством профессоров и преподавателей. В процессе
обучения студенты выполняют курсовые работы, представляющие собой или обзоры
опубликованной науч. лит-ры, или являющиеся результатом небольших экспериментальных
исследований. Для них организуются спец. науч. семинары и практикумы, на
к-рых рассматриваются новейшие достижения науки по соответствующей специальности,
совр. методы науч. исследований. На семинарах студенты выступают с обобщающими
докладами по определённой теме и активно участвуют в дискуссиях. На завершающем
этапе обучения они выполняют дипломные работы и защищают их публично в
Гос. комиссиях. У студентов развиваются навыки постановки и проведения
эксперимента, умение анализировать получаемые результаты. Лучшие студенч.
работы публикуются в науч. сборниках и журналах. Выпускники У. успешно
работают в н.-и. учреждениях, в системе высшего и ср. образования, различных
учреждениях культуры, заводских лабораториях и конструкторских бюро, на
опытных станциях, в гос. и партийном аппарате и т. д. Они творчески разрабатывают
новейшие направления науки и техники, возглавляют совр. научно-технический
и культурный прогресс .


Крупнейшие У. являются ведущими
высшими уч. заведениями по подготовке науч.-пед. кадров по фундаментальным
наукам (философия, математика, физика, биология, химия, история, политич.
экономия и др.) для всех вузов страны. В аспирантуре У. обучалось в 1975
св. 13 тыс. аспирантов по этим наукам, или 23% аспирантов всех вузов СССР.
У. являются также осн. центрами подготовки и повышения квалификации преподавателей
общественных, гуманитарных и общенаучных дисциплин высших и ср. спец. уч.
заведений, а также повышения квалификации специалистов с высшим образованием,
занятых в отраслях нар. х-ва, науч. учреждениях, органах управления и др.
В У. созданы и работали в 1976 8 ин-тов и 25 ф-тов повышения квалификации
преподавателей. Ежегодно ок. 42% преподавателей проходят повышение квалификации
в У. Ведущие У. являются крупнейшими уч.-методич. центрами. В них разрабатываются
уч. планы и программы по многим дисциплинам высших уч. заведений. В У.
подготавливается большое число учебников и уч. пособий по общетеоретич.
дисциплинам для всех вузов страны, по естествен-нонауч. и гуманитарным
предметам для У., пед. ин-тов и ср. уч. заведений. Хотя в СССР имеется
значит. число академич. и отраслевых н.-и. ин-тов, У. остаются крупными
науч. и культурными центрами. Они вносят свой вклад во все основные направления
науч.-технич. прогресса. Особенно велика роль У. в решении крупнейших науч.
проблем, в развитии новых направлений, возникающих на границах смежных
наук, в разработке к-рых мн. У., в первую очередь старейшие из них, добились
выдающихся результатов, обогативших отечественную и мировую науку. В У.
сложились и успешно развиваются всемирно известные своими достижениями
науч. школы. Крупные мате-матич. школы работают в Ленинградском, Новосибирском,
Киевском, Тбилисском, Казанском и др. У. Мн. направления математики и механики
выросли в такие разделы науки, что на их основе созданы спец. исследовательские
ин-ты: математики и механики при Ленингр. ун-те, механики при Московском,
математики при Казанском и др. Известные химич. школы работают в Казанском,
Ленинградском, Харьковском и др. У., филологии и языкознания - в Ереванском,
Ленинградском, Тбилисском и др. Крупные исследования У. проводят в области
теоретич. физики, физики твёрдого тела и др. направлений этой науки. Существенные
успехи достигнуты У. в разработке проблем биологии, в особенности совр.
её разделов (молекулярная биология, генетика, микробиология, биохимия,
биофизика и др.).


При У. имеются н.-и. ин-ты
(на 1 янв. 1976 их было 38), вычислит. центры (17), проблемные и отраслевые
науч. лаборатории (176) и др. учреждения, к-рые наряду с углублением фундаментальных
научных исследований всё более расширяют отраслевые для многих областей
нар. х-ва. Все У. имеют науч. библиотеки и многие - свои изд-ва, выпускают
"Учёные записки", "Труды", "Вестники" и т. п. С У. связана деятельность
виднейших сов. учёных. Крупнейшие советские У. осуществляют широкое сотрудничество
со многими У. мира как в области дальнейшего развития высшего образования,
так и в области совместных науч. исследований, внося тем самым важный вклад
в осуществление Программы мира. Многие сов. учёные избраны почётными докторами
зарубежных У. 26 советских У. (1976) являются членами Междунар. ассоциации
университетов (МАУ), деятельность к-рой проходит в сфере компетенции ЮНЕСКО.
Все У. находятся в системе мин-в высшего и ср. спец. (нар.) образования
союзных республик. Московский, Казанский и Днепропетровский У. непосредственно
подчиняются Мин-ву высшего и ср. спец. образования СССР, к-рое издаёт журнал
"Вестник высшей школы" (с 1940), освещающий жизнь и деятельность сов. вузов,
в т. ч. и университетов. В 1972 при этом мин-ве образован Совет У., в к-рый
входят ректоры всех У. СССР.


В 1976/77 уч. г. в СССР было
65 У., в к-рых обучалось более 560 тыс. студентов (83 тыс. на вечерних
отделениях, 169 тыс. заочников). В 1975 У. выпустили более 87 тыс. специалистов.
В У. работало 52,7 тыс. преподавателей и науч. сотрудников (168 академиков
и чл.-корр. всех академий; 3,2 тыс. докторов наук и профессоров; 20,9 тыс.
кандидатов наук и доцентов).


Создание новой системы высшего
образования и подготовка кадров нар. интеллигенции (в т. ч. через У.) явились
одной из важнейших сторон культурной революции в СССР. Другие со-циалистич.
страны использовали опыт строительства высшей школы в СССР. Нек-рые социалистич.
страны (Чехословакия, Польша, ГДР, Югославия) имели старые У., появившиеся
ещё в эпоху средневековья, в других У. возникли в 19 в., с обретением этими
странами гос. независимости (Болгария, Румыния), в МНР, Албании первые
У. были созданы только после нар. революций. Во всех странах шёл сложный
процесс преобразования У. на социалистич. началах, поиски новых форм обучения.
В соответствии с задачей формирования новой нар. интеллигенции преимущество
при поступлении в У. отдавалось в определённый период рабочим и крестьянам.
При У. организовывались рабфаки, перестраивались уч. планы, усиленное внимание
было обращено на методологич. перестройку изучения обществ. и естественнонауч.
знаний, созданы новые ф-ты, на базе нек-рых из них - отраслевые ин-ты,
иногда создавались технич. У. (напр., в Дрездене, в ГДР, в 60-х гг. 20
в. на базе Высшей технич. школы - Технич. У.). В организации университетского
образования (как и социалистич. системы образования в целом) устранены
антидемократич. ограничения, существовавшие в большинстве стран до революций,
в У. получили доступ широкие массы трудящихся; устранены ограничения приёма
женщин, существовавшие в нек-рых странах; созданы У. на нац. окраинах и
т. д. У., как и в СССР, являются гос. уч. заведениями, гос-во их финансирует,
оплачивает из обществ. фондов потребления стипендии студентам и т. д. Науч.
планы У. органически входят в общегос. планы развития науки и техники социалистич.
стран и являются их важной составной частью. Осуществляется тесная связь
университетского образования с практикой социалистич. строительства.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я