УНИВЕРМАГИ

УНИВЕРМАГИ универсальные
магазины, крупные магазины, имеющие в продаже практически все группы непродовольственных
товаров, а во многих случаях и продовольственные товары. Впервые У. появились
во Франции в сер. 19 в. и получили широкое распространение в др. странах.
К нач. 20 в. в связи с усилением концентрации и централизации торгового
капитала
на монополистич. стадии развития капитализма У. объединяются
торговыми
монополиями.



В России первые У. появились
в нач. 20 в. Наиболее крупные из них: моск. У. фирмы "Мюр и Мерилиз" (ныне
ЦУМ), петерб. У. "Экономического общества гвардейских офицеров" (ныне ДЛТ)
и моск. У. "Экономического общества офицеров" (ЦУМ Военторга). Первый сов.
У.- ГУМ был открыт в 1921 в Москве. На 1 янв. 1941 в СССР насчитывалось
44 крупных У., на 1 янв. 1975 - 580 крупных и средних У. По характеру своей
деятельности У. делятся на общегородские, обслуживающие население всего
города и значит. число приезжих (иногородних) покупателей, и районные (межрайонные),
рассчитанные на обслуживание населения одного или нескольких городских
районов.


У.- наиболее прогрессивный
тип магазинов по продаже непродовольственных товаров. Наличие в У. универсального
ассортимента товаров даёт возможность покупателям приобрести в одном здании
все необходимые товары, что упрощает и ускоряет процесс покупки. У. широко
практикуют различные формы дополнит. обслуживания покупателей многими видами
услуг: обеспечивают доставку товаров на дом, имеют справочные бюро, столы
упаковок, сборные кассы, камеры хранения купленных товаров, комнаты матери
и ребёнка, сберегат. кассы, отделения связи и т. п. У. применяют новые
формы торговли: самообслуживание с организацией потребит. комплексов, продажу
товаров с открытой выкладкой, торговлю по образцам. Большой штат работников,
широкий объём операций по приёму, хранению и подготовке товаров к продаже
и их внутр. перемещению позволяют У. осуществлять более детальное по сравнению
с другими магазинами разделение труда, к-рое способствует повышению эффективности
труда торг. работников, производит. использованию средств механизации (транспортёров,
подъёмников, погрузчиков, счётных машин и др.). Крупные У. используют совр.
методы управления с помощью электронно-вычислит. техники.


У. по сравнению с другими
типами магазинов имеют более высокую рентабельность, меньшие издержки обращения
на тыс. руб. товарооборота, в т. ч. и эксплуатац. расходы на содержание
зданий. Строительство У. обходится на 10-15% дешевле, чем строительство
нескольких небольших магазинов, имеющих в целом такой же размер торг. площади.
У. обычно размещаются в отдельно стоящих зданиях или в составе общегор.
торговых
центров.



Лит.: Организация
торговли промышленными товарами, 2 изд., М., 1971; Котов В. Н., Монополистические
формы хозяйственных отношений, М., 1971, гл. 5, § 2; Коч у р ов А.М., Универсальные
магазины, М., 1972; Гоголь Б. И., Экономика советской торговли, 3 изд.,
М., 1971.

А. М. Кочуров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я