УКРАИНКА

УКРАИНКА Леся (псевд.; наст.
имя и фам. Лариса Петровна К о с а ч) [13(25). 2.1871, г. Новоград-Волынский,
ныне Житомирской обл., - 19.7(1.8).1913, г. Сурами (Грузия),
похоронена в Киеве], украинская писательница. Род. в дворянской семье;
дочь писательницы О. Пчилки. Печаталась с 1884. С детства болевшая
костным туберкулёзом, У. была вынуждена многие годы жить на


юге (в Крыму, Грузии, Италии, Египте).
Образование (преим. ист.-филологии.) получила дома. В юные годы овладела
мн. иностр. языками. Рано определились и обществ. интересы У., вскоре
приведшие её к сближению с марксизмом и революц. социал-демократией. В
кон. 90-х гг. она читала "Капитал " К. Маркса, в 1902 перевела на укр.
яз. "Манифест Коммунистической партии". Как лит. критик участвовала в изданиях
легальных марксистов (журн. "Жизнь" и др.). За связь с росс. марксистскими
организациями подвергалась репрессиям, находилась под надзором полиции.


В поэзии и драматургии У. продолжала
и развивала традиции Т. Г. Шевченко. Книги её стихов "На крыльях песен"
(1893), "Думы и мечты" (1899) и "Отзвуки" (1902), проникнутые революц.
идеями и призывами к борьбе, не могли появиться в царской России и были
изданы во Львове. Творчеству У. присущ после-доват. интернационализм. Темы
борьбы с классовым и нац. угнетением, мечты о свободном будущем укр. народа
естественно переплетаются в её стихах с выражением сочувствия совр. итал.
рабочим, древним строителям егип. пирамид и крестьянам ср.-век. Шотландии
(поэма "Роберт Брюс, король шотландский", 1894). В циклах стихов "Невольничьи
песни" (1895-96) и "Песни про волю" (1905) воспевается идея вооруж. восстания,
звучат прямые призывы к нему. Поэзия У. отличается богатством ист. и совр.
мотивов, тонкостью и глубиной чувства, разнообразием строфики, ритмики,
по-этич. форм и образов.


Драмы и драматич. поэмы У. написаны
преим. на ист. и мифологич. сюжеты (Др. Греция, Рим, Египет, Иудея, зап,-европ.
средневековье). Однако, сохраняя верность ист. чертам и приметам, У. выражает
идеи и настроения, актуальные для 20 в. Драматич. поэма "Одержимая" (1901)
направлена не только против идеи христ. смирения, но и против толстовского
непротивления злу. Драматич. поэма "В катакомбах" (1905) разоблачает идеологию
добровольного рабства в ранних христ. общинах Рима; герой этой поэмы -
раб, борющийся за свободу, вызывает в воображении не только мифологич.
образ тираноборца, но и образ Прометея новой эпохи. Столь же многозначительна
символика драматич. поэм "Вавилонский полон" (1903) и "На руинах" (1904).
С идеями Революции 1905-07 перекликаются аллегории "фантастической драмы"
"Осенняя сказка" (1905, опубл. 1928), написанной в разгар революц. событий.
Образ Иуды в драматич. этюде "На поле крови" (1909) полемически направлен
против попыток реакц. писателей и публицистов оправдать философию предательства.
В наиболее национальной по форме драме-феерии "Лесная песня" (1912, пост.
1918) собствен-нич. морали противопоставлены любовь и поэзия, творч. горение
и простые, здоровые человеческие радости. По мотивам "Лесной песни" написан
балет (муз. М. А. Скорульского), опера (муз. В. Д. Кирейко), поставлен
фильм (1961). У. принадлежат также драмы "Кассандра" (1908), "Каменный
властелин" (1912) и др.


Драматургия У. обогатила укр. лит-ру
новыми темами и образами и подняла укр. драму до уровня передовых достижений
мировой драматургии.


Как лит. критик У. по достоинству оценила
значение идей социализма для судеб иск-ва. Её статьи "Два направления в
новейшей италианской литературе" (1900), "Новейшая общественная драма"
(1901), "Утопия в беллетристике" (1906), "Малорусские писатели
на Буковине" (1900) и др. отмечены вниманием к проблеме творч. метода,
в к-ром объединились бы возможности реализма и романтизма, к проблемам
"социалистического идеала" в лит-ре. У. переводила произв. Гомера, В. Гюго,
Дж. Байрона, Ф. Шиллера, А. Мицкевича и мн. др. поэтов; лучший её перевод
- "Книга песен" Г. Гейне (1892). Произв. У. переведены на многие
языки народов СССР и иностр. языки. Музеи У. созданы в Киеве; в с. Колодяжном
Ковельского р-на Волынской обл.; в г. Сурами. Имя писательницы носит русский
театр в Киеве.


Соч.: Твори, т. 1-10, Киiв, 1963-6S;
в рус. пер.- Собр. соч., т. 1-4, М., 1956- 1957; Избранное, М., 1971.


Лит.: Дейч А., Леся Украинка,
2 изд., М., 1954; Леся Украинка в воспоминаниях современников, М., 1971;
Бабишк.н О. К., Драматурпя Лесi Украiики, Киiв, 1963. М. Н. Пархоменко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я