УЙГУРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УЙГУРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА литература
уйгуров. С 1917 развивается сов. У. л. (в Ср. Азии) и лит-pa зарубежных
уйгуров (Вост. Туркестан, ныне Синьцзян-Уйгурский авт. р-н КНР).
Уйгурский народ создал богатейший фольклор во всём многообразии его жанров:
песни и нар. стихи, сказки, лиро-эпич. сказания (дастан), историч.
и историко-героич. песни, легенды, предания, устные повествования и рассказы,
пословицы и поговорки, загадки.


На протяжении веков уйгурские племена
(а позже - народ) находились на стыке трёх цивилизаций - среднеазиатской,
индийской и китайской, что наложило отпечаток на складывание культуры и
формирование У. л. Доминирующим было воздействие на уйгуров среднеазиат.
культуры. Начало уйгурской письменности и лит. культуры восходит к тюркским
рунич. эпиграфич. памятникам 7-8 вв., преим. к памятнику Моюн-Чуру, отражающему
ранний этап уйгурской государственности. Памятники буддийского периода
- переводы ре-лиг.-дидактич. книг - сутр на тюрк. язык. Среди них выделяется
вероучи-тельное соч. "Сутра золотого блеска" - перевод с санскрита, сделанный
в 10 в. и в 1913-17 изданный В. В. Радловым и С. Е. Маловым. Значит. часть
лит. памятников классич. У. л. представляет собой общее наследие ряда тюркоязычных
народов Ср. Азии и Вост. Туркестана. Таковы дидактич. поэма "Знание, дающее
счастье" Юсуфа Баласагуни (11 в.), "Словарь тюркских наречий" Махмуда
Кашгари
(11 в.), этико-дидактич. поэма Ахмада Югнаки "Подарок истин"
(кон. 12-нач. 13 вв.). К 14 в. относится лит. памятник мусульм.-религ.
содержания "Сказание о пророках" Рабгузи, от 15 в. до нас дошла
анонимная рукопись "Огуз-наме" на уйгурском яз.


Особый этап развития У. л. поздне-феод.
времени начинается с творчества Мухаммада Имина Хиркати (1634 - 1724),
автора гуманистич. поэмы "Любовь и труд" (1670). Лучшие традиции поэзии
Хиркати были восприняты и развиты в лирике Задели (ок. 1674- 1723) и Новбати
(годы жизни неизв.). В 17-18 вв. поэзия в У. л. достигла высокого художеств.
уровня. Были созданы жанры этико-дидактич., любовно-ро-манич., героич.
поэмы, творчески освоены такие лирич. жанры, как касыда, газель, рубай
и
др.; совершенствовались поэтический стиль и изобразительные средства.


В конце 18 - 1-й пол. 19 вв. в У. л.
известны поэты Шаир Ахун, Арши, Хис-лат Кашгари, Норузахун Зияи, Турды
Гариби и др., но особое значение имело творчество Абдураима Низари (1770
- г. смерти неизв.), к-рый создал свою поэтич. школу. Во 2-й пол.
19 в., в период освободит. борьбы уйгурского народа против маньчжуро-кит.
владычества, выдвинулись поэты Садыр Палван, Сеид Мухаммад Каши, Мулла
Шакир и др. Они сочувствовали трудовому народу, призывали к освободит.
борьбе против колониального и феод. гнёта. Центральная фигура У. л. 19
в. - Билал Назым (1824-99), который создал ряд значительных произведений,
проникнутых пафосом вольнолюбия и социального протеста.


Уже в первые годы после Великой Окт.
революции 1917 у уйгуров, проживающих в СССР, произошли коренные перемены
в экономике и культуре. Вслед за газетами, журналами, альманахами появились
и сб-ки произв. уйгурских писателей. Первый коллективный сб. "Утренние
лучи" был опубл. в 1930. Изданы были сб-ки рассказов Умара Мухаммади (1906-31),
стихов Турды Хасанова (1909-37), Изима Искандеро-ва (1906-70),
Нура Исраилова (1910- 1953). Уйгурские писатели создавали новую, неразрывно
связанную с широкими массами лит-ру социалистич. реализма. Молодая сов.
У. л. начинала свой путь под воздействием рус. и др. сов. лит-р и в то
же время опиралась на лучшие традиции классич. У. л. и фольклора. Сов.
У. л. достигла наибольшей творческой активности, консолидации сил и идейно-художеств.
роста начиная со 2-й пол. 40-х гг. Изображение новой действительности,
осмысление прошлого уйгурского народа и освещение жизни совр. зарубежных
уйгуров - три тематич. линии, зародившиеся ещё в 20-е гг., получили дальнейшее
развитие в романах "Маимхан" (1965), "Тайны годов" (кн. 1-2, 1967-72),
"Одна папироса" (1970) Зия Самеди (р. 1914), в дилогии "Водоворот" (кн.
1-2, 1964-66), романе "Учитель" (1973) Джамала Бусако-ва (р. 1918), в романах
Хизмета Абдул-лина (р. 1925) "Под небом Турфана" (1962) и "Односельчане"
(1966), в романе Масимжана Зульпикарова (р. 1925) "Лутфулла Муталлип" (1969),
в повестях "Традиция победителей" (1965) Джалала Мусаева (р. 1927), "Течение
жизни" (1965) Ахмеджана Аширова (р. 1938), "Бесконечные песни" (1967) Юсупа
Ильяса (р. 1927), в рассказах и очерках, поэмах и стихах Изима Бах-ниязова(р.
1929), Рози Кадыри (р. 1925), Патигуль Сабитовой (р. 1936), Абду-карима
Ганиева (р. 1936), Долкуна Ясе-нова (Учкуна, р. 1938) и др.


Лит-pa зарубежных уйгуров делает первые
шаги после победы восстания 1931-33, когда были завоёваны демо-кратич.
свободы. Начиная с 1932 в Вост. Туркестане получили распространение произв.
основоположника
сов. У. л. Му-хаммадди и др. сов. уйгурских писателей. У истоков лит-ры
зарубежных уйгуров стояли Лутфулла Муталлип (1925-45), Ним Шахид (р. 1906),
Зуннун Кадыри (р. 1915), Hyp Бусаков (1920-52). После победы революции
"Трёх вилаятов" (1944-46) и в первые годы после провозглашения КНР были
созданы первые органы печати на уйгурском языке, изданы первые книга. В
1950 был организован подготовит. комитет Ассоциации лит-ры и иск-ва, а
в 1953 создана и сама ассоциация; начал выходить об-щественно-художеств.
журн. "Тарим". В 1961 основан журн. "Шинжан эдэбият сэн'ити". Первый съезд
уйгурских писателей Синьцзяна состоялся в мае 1957.


Лит.: Хамраев М. К., Веков неумирающее
слово, А.-А., 1969; Уйгур совет эдэбияти тарихинин очерклири, Алмута, 1967;
Уйгур эдэбиятидики традиция вэ нова-турлук масилнлнригэ дайр, Алмута, 1970.
Л. Валитова, М. Хамраев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я