ТЯГОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ

ТЯГОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ сооружение,
в к-ром расположено оборудование, предназначенное для трансформации, преобразования
и распределения электрической энергии, используемой на электрифицированных
жел. дорогах, трамвайных и троллейбусных линиях, в метрополитене.


На магистральных жел. дорогах общего
пользования и путях пром. транспорта, работающих на переменном токе пром.
частоты, Т. п. выполняются в виде трансформаторных подстанций и
служат для понижения напряжения трёхфазного тока, получаемого от энергосистем,
до необходимого значения - 27,5 кв на магистральных жел. дорогах
и 6-10 кв на путях пром. транспорта. На электри-фицир. участках,
работающих на переменном токе пониженной частоты (162/25 гц), Т. п. предназначены для понижения напряжения однофазного
тока, получаемого от спец. электростанций,< или преобразования
трёхфазного тока пром. частоты, получаемого от энергосистем, в однофазный
ток пониженной частоты (см. Преобразовательная подстанция). На линиях,
работающих на постоянном токе, Т. п. преобразуют трёхфазный переменный
ток в постоянный ток напряжением 275 в (подземная электровозная
откатка), 600 и 825 в (городской и пром. транспорт),
1650 в (пром. транспорт), 3300 в (магистральные жел.
дороги).


В СССР Т. п. ж.-д. транспорта обычно
используются также и для питания электроэнергией нетяговых потребителей
различных ж.-д. служб, пром., с.-х. и коммунально-бытовых предприятий,
расположенных в районах, прилегающих к электрифицир. жел. дорогам.


Т. п. бывают без постоянного обслуживающего
персонала - с автоматич. и телеуправлением (на магистральных жел. дорогах,
в метрополитене, на трамвайных и троллейбусных линиях) и с постоянным
обслуживающим персоналом (на путях пром. транспорта и др.).


По конструктивному выполнению различают
Т. п. открытого типа, в к-рых осн. оборудование размещается на открытом
воздухе, и закрытого типа - с основным оборудованием, находящимся в здании.
Применяют также передвижные Т. п. с оборудованием, обычно размещённым на
ж.-д. подвижном составе, к-рые предназначены гл. обр. для резерва на случай
выхода из строя стационарных Т. п.


Лит.: Грубер Л. О., Засорин
С. Н., Перцовский Л. М., Электрические станции и тяговые подстанций, М.,
1964. Л. О. Грубер.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я