ТУРИН

ТУРИН (Torino), город
на С.-З. Италии, адм. центр обл. Пьемонт и пров. Турин. Четвёртый после
Рима, Милана и Неаполя город Италии по количеству жителей; он насчитывает
1,2 млн. чел. (1974). Расположен при впадении р. Дора-Рипария в
р. По, на Паданской равнине, у подножия Зап. Альп, на подступах к Альпийским
перевалам. Географич. положение Т. способствовало его экономич. развитию.
Т.- важный трансп. узел, второй после Милана пром. центр страны, с широко
развитыми торг.-финанс. функциями. В самом городе и его ближайших пригородах
(например, в Мирафьори и др.) ведущее значение имеет тяжёлая промышленность,
первенствующее положение в к-рой принадлежит индустриальному комплексу
предприятий концерна ФИАТ. На этих же предприятиях работает ок. 1/занятых в пром-сти города. Ядро всего комплекса - автомобильные з-ды, дающие
80% всего итал. выпуска автомобилей. ФИАТу принадлежат также металлургич.,
авиац., вагоностроит., тракторные з-ды, произ-во судовых двигателей и др.
Вторым мощным индустриальным комплексом в Т. являются предприятия фирмы
РИВ (выпуск шарикоподшипников и станков для их изготовления). Кроме
того, в Т. имеются многочисленные маш.-строит. з-ды др. фирм, предприятия
резиновой, кабельной, хим. (серная к-та, красители, хим. волокно и др.),
фармацевтич. пром-сти. Сохраняют своё значение старые отрасли туринской
пром-сти - текст., швейная, полиграфич., пищ. (в т. ч. виноделие, кондитерские
изделия и др.). Ун-т (осн. в 15 в.).


В древности Т.- поселение племени тауринов,
при имп. Августе - рим. колония (Augusta Taurinorum); в 6-7
вв.- центр Лангобардского герцогства. С кон. 8 в. Т. вошёл в гос-во Каролингов,
был центром графства, затем маркизата. С 12 в. в Т. установилась коммуна.
В числе др. ломбардских городов, борясь за свою независимость, в 1226 вошёл
во 2-ю Ломбардскую лигу. В 13 в. отошёл к Савойе. В 1536-62 был
оккупирован франц. войсками.


В 1563 стал столицей Савойского герцогства.
В 1720-1860 (с перерывами) Т.- столица Сардинского королевства,
в
1861-65 - столица Итал. королевства. Т.- один из центров бурж.-демократич.
и нац.-освободит. движения в период бурж. революций 1821 и 1848-49. В 19
в. начался бурный экономич. рост Т. Город превратился в важный центр рабочего
движения (антивоенная стачка 1915, восстание 1917 и др. выступления).
В 1919 здесь зародилась марксистская группа "Ордине нуово", принявшая активное
участие в создании Итал. коммунистич. партии (1921). В 1943-45,
во время 2-й мировой войны, Т., оккупированный нем.-фаш. войсками, был
одним из центров Движения Сопротивления и в апр. 1945 освобождён итал.
партизанами. Н. К. Кисовская. В основе прямоугольной градостроит.
структуры Т. лежит планировка др.-рим. воен. лагеря. Среди памятников зодчества-
др.-рим. театр и Порта Палатина, ренессансный собор (с 1490, окончен в
18 в., арх. Мео дель Каприна, Г. Гва-рини, Ф. Ювара), барочные постройки
Г. Гварини, полные напряжённой динамики [церкви: Сан-Лоренцо (илл. см.
т. 6, стр. 154, т. 11, стр. 36) и Сан-Филиппо Нери, с 1675; Палаццо
Кариньяно, с 1679]. В 17-20 вв. сооружены много-числ. площади и широкие
проспекты, придавшие центру Т. особую импозантность (Пьяцца Сан-Карло,
1638, арх. К. ди Кастелламонте, перестройка гл. улицы Виа Рома, 1931-37,
арх. М. Пья-чентини и др.). К примечательным совр. зданиям Т. принадлежат
з-д ФИАТ (1926, инженер М. Трукко), постройки П. Л. Нерви (новые залы Дворца
выставок, илл. см. т. 9, табл. XIV, стр. 192- 193, комплекс выставки "Италия
1961" с Дворцом труда, 1961, совместно с А. Нерви). В 1950-е гг. созданы
новые жилые р-ны Фалькера (арх. Дж. Астенго, С. Молли-Боффа и др.) и Ле-Валетте
(арх. Н. Ренакко и др.). Близ Т.- барочные постройки Ф. Ювары (монастырь
Суперга, 1715-31, замок Ступиниджи, 1729-34). Гор. музей старинного иск-ва,
Гал. АХ Альбертина, Егип. музей, Гал. Сабауда.


Илл. см. на вклейке, табл. XVIII (стр.
368-369).


Лит.: Bernardi М., Torino e
i suoi dintorni, 2 ed., [Roma, 1957]; Passanti M., Lo sviluppo urbanistico
di Torino dalla fon-dazione all'unita d'ltalia, Torino, 1969.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я