ТУЛУЗ-ЛОТРЕК

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК (Toulouse-Lautrec)
(собственно
Тулуз-Лотрек-Монфa, Toulouse-Lautrec-Monfa) Анри Мари Раймон де
(24.11.1864, Альби,- 9. 9. 1901, Мальроме, близ Бордо), французский
живописец и график. Потомок древнего аристократич. рода. С 1881 жил в основном
в Париже, где учился у Л. Бонна (1883) и у Ф. Кормона (с 1884).
Испытал влияние импрессионизма (особенно воздействие Э. Дега),
а также увлечение японской графикой. Первые же значит. работы отмечены
стремлением к предельной индивидуализации образов (портрет Э. Бернара,
1885, гал. Тейт, Лондон). Со 2-й пол. 1880-х гг. определяется осн. тема
Т.-Л.- развлечения и быт богемы, парижского "полусвета"; чуждый своей среде,
он ищет забвения в освобождённой от бурж. условностей "естественности",
в призрачном веселье, царящем в кафешантанах, танцевальных залах и прочих
заведениях Монмартра. Мир парижского "дна" изображается в композициях и
портретах Т.-Л. без морализирования, с присущими художнику нервно-обострённой
зоркостью наблюдения, язвительной иронией и в то же время с особенно чуткой
реакцией на социальную и нравств. исковерканность окружающей жизни. Своеобразие
манеры Т.-Л. с кон. 1880-х гг.- в экспрессивном, то резком, доходящем до
гротеска, то изысканно-гибком рисунке, в беспокойной фрагментарности композиции,
ритмам к-рой подчинены чёткие контуры форм, длинные упругие и вибрирующие
или изломанные красочные мазки-штрихи, в контрастах холодно мерцающей общей
тональной гаммы и как бы вспыхивающих в ней нарочито ярких локальных цветовых
пятен.


Показывая своих героев, опустившихся
и падших, их кумиров - певцов и танцоров кабаре (нередко среди героев изображён
и сам автор), Т.-Л. не только фиксирует нравы, с импрови-зац. лёгкостью
передаёт динамику мизансцен, характерность поз и жестов, эффекты резкого
искусств. освещения, но с психологич. проницательностью вникает в эти разбитые
судьбы, словно материализует отравленную пороком атмосферу эпохи "конца
века" ("Бал в Мулен-де-ла-Галетт", 1889, "В Мулен-Руж", 1892, оба произв.-
в Ин-те иск-в, Чикаго; "Танец в Мулен-Руж", 1890, частное собр., Филадельфия;
"Со своей милой", акварель, гуашь, 1891, Музей изящных иск-в, Бостон; "Певица
Иветт Гильбер", 1894, Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва;
"В салоне на улице Де-Мулен", 1894-95, портрет Г. Тапье де Селейрана, 1894,
"Модистка", 1900, все три произв.- в Музее Т.-Л., Альби). Стилистич. искания
Т.-Л.- одного из крупнейших мастеров постимпрессионизма, в 1890-е
гг. сближаются с "модерном", что ярко проявляется в его графике,
особенно в цветных литографированных афишах с их лаконизмом и броскостью,
причудливо-извилистым рисунком, чётким контуром, обводящим интенсивные
цветовые зоны ("Мулен-Руж. Ла Гулю", 1891; "Диван жапоне", 1892). Выразит.
живостью, утрированностью шаржа отмечены многочисл. рисунки и серии литографий
Т.-Л.


Илл. см. на вклейках - к стр. 241 и
табл. XIV (стр. 256-257), а также т. 7 (табл. XXII, стр. 288-289), т. 14
(табл. XLI, стр. 560), т. 20 (табл. XVI, стр. 401).


Лит.: Перрюшо А., Тулуз-Лотрек,
пер. с франц. [Послесл. О. В. Мамонтовой], М., 1969; Воркунова Н., Тулуз-Лотрек,
М., 1972; Joyant M., Toulouse-Lautrec, P., 1927. В. А. Марков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я