ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ формирование
необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью
труда; в социалистич. обществе - в широком смысле - целенаправленное формирование
коммунистич. отношения к труду как основы нового духовного облика
человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина;
органич. составная часть коммунистического воспитания; в более узком
смысле - целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс
подготовки детей и юношества к трудовой деятельности. Коммунистич. отношение
к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности
выполнять полезную обществу работу, сознания ответственности за результаты
труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно
и творчески относиться к решению трудовых задач. Основой и объективными
предпосылками достижения целей Т. в. в социалистич. обществе являются социалистич.
производственные отношения, соответствие конечных целей строительства коммунизма
коренным интересам трудящихся, непрерывное повышение материального благосостояния
и культурного уровня народа и др. Важнейшими путями и формами Т. в. являются:
подготовка детей и юношества к труду в семье и школе, привлечение их к
непосредственному и посильному участию в общественном производстве; использование
всех средств морального поощрения передовиков производства и ознакомление
широких масс с их опытом; последовательное проведение принципа материальной
заинтересованности в результатах труда; создание необходимых условий для
роста квалификации трудящихся и участия их в организации и управлении производством;
широкое развитие социалистич. соревнования; использование в целях Т. в.
средств массовой информации и устной пропаганды; решительная борьба с антиобщественным
отношением к труду путём общественного и административного воздействия,
критики, применения мер принуждения к нарушителям сов. законов о труде.
Партия добивается повышения эффективности идеологич. деятельности путём
комплексного подхода к воспитанию, т. е. обеспечения тесного единства идейно-политического,
трудового и нравственного воспитания с учётом особенностей различных групп
трудящихся.


В классово-антагонистич. обществе Т.
в. направлено на абсолютное подчинение трудящихся господствующим классам,
укрепление существующего строя, воспитание покорных и усердных тружеников.


Педагогическая наука рассматривает
Т. в. как органич. часть общего процесса воспитания подрастающего поколения
в семье и школе. В бурж. педагогике вслед за Г. Кершенштейнером и
Дж. Дьюи Т. в. рассматривается только как главное средство подготовки
дисциплинированных, аккуратных и добросовестных исполнителей, стремящихся
исключительно к достижению личного успеха и материального благополучия.
Объективно такое определение целей Т. в. в бурж. педагогике направлено
на затушёвывание классовых противоречий, на укрепление основ антагонистич.
гос-ва.


Социалисты-утописты 16-18 вв. впервые
высказали идею о Т. в. как средстве формирования свободного гармоничного
человека, готового трудиться на благо всех членов общества. Т. Мор в
"Утопии" провозгласил социалистич. идеал общества без эксплуататоров; все
его члены заняты трудом, к-рому обучаются с детства в школах, на полях,
в мастерских. Т. Кампанелла главную особенность воспитания видел
в соединении обучения с трудом. Ж. Ж. Руссо предлагал привлекать
детей к с.-х. труду и различным ремёслам, утверждая, что овладение профессиями
обеспечивает человеку материальную независимость. Социалисты-утописты 19
в. К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье утверждали, что осн. задача
воспитания - подготовить молодое поколение к успешной трудовой деятельности,
обеспечить его всестороннее развитие. Особенно подробно Фурье разработал
методы привлечения детей к труду. В организованных Р. Оуэном школах
дети с раннего возраста вовлекались в коллективный труд.


Значительный вклад в теорию Т. в. внесли
рус. революционные демократы. Н. Г. Чернышевский развил мысль о превращении
труда при коммунизме в первую потребность человека, удовлетворение к-рой
будет приносить ему истинное наслаждение. Педагог К. Д. Ушинский (работа
"Труд в его психическом и воспитательном значении", 1860) раскрыл
значение свободного физич. труда для всестороннего развития человека и
поддержания в нём чувства собственного достоинства.


К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин
видели главное направление Т. в. в соединении обучения с производительным
трудом. Ленин писал: "...нельзя себе представить идеала будущего общества
без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни
обучение и образование без производительного труда, ни производительный
труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены
на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием
научного знания" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 485).


Воспитание у уч-ся готовности к труду,
трудолюбия, профессиональная ориентация обеспечиваются в СССР всей
системой уч. и внеучебной работы средней общеобразовательной школы (содержание
уч. предметов, уровни трудовых уч. нагрузок, методы обучения, обеспечивающие
высокую активность деятельности ученика, и т. д.). Т. в. осуществляется
не только в процессе изучения предметов гуманитарного и естественноматематич.
циклов, но и при выполнении общественных поручений пионерской и комсомольской
орг-ций, воспитывающих своих членов в коллективном, сознательном и дисциплинированном
труде на пользу общества. Решающую роль в Т. в. уч-ся играет их участие
в общественном производстве, в труде взрослых (это позволяет на практике
знакомиться с производств. отношениями и обязанностями, действенно проявлять
и развивать духовные и физич. способности). С этой целью организуется
работа уч-ся в уч. цехах, учебнопроизводств. комбинатах, ученич. производственных
бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др. Соединение обучения
с производительным трудом создаёт широкие возможности для переноса знаний,
полученных при изучении основ наук, в область практич. деятельности, стимулирует
способность к самостоятельному, творч. решению трудовых задач, формирует
важнейшие качества личности человека социалистич. общества.


Т. в. молодёжи также целенаправленно
осуществляется в проф.-технич., ср. специальных и высших уч. заведениях
в органич. связи с овладением специальностью. Задачи Т. в. решаются во
всех формах уч. труда (лекции, лабораторные и практич. занятия и др.)
и
особенно в процессе учебной практики, производственного обучения,
а
также при выполнении общественно полезной работы в студенческих строительных
отрядах
и др. трудовых объединениях. В Т. в. работающей молодёжи значит.
роль играют школы и бригады коммунистич. труда и получившее массовый характер
наставничество - движение высококвалифицированных кадровых рабочих по обучению
и воспитанию рабочей смены. Воспитание коммунистич. отношения к труду является
одной из главных задач комсомольской и др. общественных организаций, ведущих
воспитательную работу с молодёжью, занятой трудом на пром. предприятиях,
в учреждениях, совхозах и колхозах.


В СССР проблемы Т. в. разрабатываются
в н.-и. учреждениях АПН СССР, пед. н.-и. ин-тах союзных республик, а также
на кафедрах педагогики пед. вузов.


В области права и судебной практики
термин "Т. в." понимается как средство исправления и перевоспитания осуждённых
путём привлечения их к труду в исправительных учреждениях. (См.
Исправительно-трудовое
право.)



Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
О воспитании и образовании, М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании,
3 изд., М., 1973; Калинин М. И., О воспитании и обучении, М., 1957; Крупская
Н. К., Пед. соч., т. 4, М., 1959; Шацкий Т. С., Избр. пед. соч., М., 1958;
Макаренко А. С., Соч., т. 5, М., 1958; Общие основы педагогики. Под ред.
Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана, М., 1967; С у-хомлинский В. А., Воспитание
коммунистического отношения к труду, М., 1959.

В. Г. Зубов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я