ТРАНСПОРТНО-ОТВАЛЬНЫЙ МОСТ

ТРАНСПОРТНО-ОТВАЛЬНЫЙ МОСТ автоматизированный
агрегат для перемещения и складирования вскрышных пород во внутренние отвалы
карьеров, работающий в комплексе с многоковшовым экскаватором. Применяется
при разработке пластовых горизонтально залегающих месторождений с мягкими
покрывающими породами вскрыши в условиях положительных среднегодовых темп-р.
Конструктивно Т.-о. м. выполняется в виде ферм, опирающихся на две или
три опоры на ж.-д. или иногда на гусеничном ходу (рис.). Расстояние
между опорами моста 35-250 м, длина отвальной консоли 40-170 м.
Т.-о. м. располагается поперёк карьера, перемещаясь со скоростью 4-6 м/мин
вдоль
забоя, одновременно передвигая за собой рель-сошпальное основание. Порода
от экскаватора подаётся на Т.-о. м. по соединительным конвейерам. На Т.-о.
м. располагаются обычно две линии конвейеров шир. 1000-1500 мм.
Скорость
транспортирования породы конвейерами моста 7,5-12 м/ceк.


Отвальная опора в зависимости от устойчивости
породы располагается на почве пласта или на специально отсыпаемом и уплотняемом
самим Т.-о. м. предотвале. Высота отсыпаемого отвала 40-50 м. Производительность
Т.-о. м. достигает 7500 м3по разрыхлённой породе при
собственной массе в 9500 т и общей мощности электродвигателей 4860
квт.


Т.-о. м. выпускаются в ГДР, где разработаны
(1975) проекты Т.-о. м. для выемки вскрыши мощностью до 60 м,
производительностью 23 тыс. м3/ч, с главной фермой
длиной 270 м и массой 10 500 т и составным пятиопорным мостом
для отработки вскрыши мощностью до 80 м, производительностью 11
тыс. м3и массой около 15000 т. См. Карьерный
транспорт.



Лит.: Андреев А. В., Шешко Е.
Е., Транспортные машины и комплексы для открытой добычи полезных ископаемых,
М., 1970. Ю. И. Анистратов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я