ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО отрасль
строительства,
осуществляющая
сооружение и реконструкцию объектов ж.-д., автомоб., водного, возд., трубопроводного
транспорта; включает стр-во земляного полотна жел. и автомоб. дорог,
верхнего строения пути, устройств электрификации, автоматики и телемеханики
жел. дорог, дорожных и аэродромных покрытий, мостов, тоннелей и метрополитенов,
причалов в мор. и речных портах, каналов, магистральных нефте- и газопроводов,
вокзалов, депо, служебно-технич. и других трансп. зданий.


В дореволюц. России Т. с. ограничивалось
гл. обр. прокладкой жел. и гужевых дорог, сооружением причалов на внутренних
водных путях. Наиболее крупная ж.-д. стройка - Великая Сибирская магистраль,
сквозное движение по к-рой между Москвой и Владивостоком открыто в 1905.


В С С С Р Т. с. осуществляется в соответствии
с перспективными планами развития единой трансп. системы страны. Первая
программа Т. с. на 2 года была определена постановлением СНК от 27 марта
1919. В условиях Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20 построено 1000
км
новых
жел. дорог. В 1920 принят разработанный по инициативе В. И. Ленина план
ГОЭЛРО, в к-ром предусматривались электрификация наиболее грузонапряжённых
ж.-д. магистралей, горных и пригородных участков жел. дорог, стр-во новых
линий. К 1925 наряду с восстановлением разрушенных жел. дорог построено
2700 км новых. В 1923 открыта первая возд. линия гражд. флота Москва
- Н. Новгород (ныне г. Горький).


За годы довоенных пятилеток (1929-
1940) построено 13,4 тыс. км новых жел. дорог, в т. ч. крупнейшие
ж.-д. магистрали Турксиб и Москва - Донбасс, жел. дороги на Урале, в Кузбассе,
Казахстане, на Д. Востоке, усилены связи этих р-нов с центр. и зап. р-нами
страны. Электрифицированы наиболее трудные по профилю и грузонапряжённости
участки жел. дорог, а также Моск. ж.-д. узел. Построены Амуро-Якутская
автомоб. магистраль, Чуйский, Усинский, Ангаро-Ленский и др. тракты, магистраль
Москва - Минск; сотни аэродромов, Внуковский аэропорт в Москве; десятки
мор. и речных портов, каналы Волго-Донской и им. Москвы. Проложены нефте-
и неф-тепродуктопроводы Армавир - Трудовая, Каспий - Орск, Ишимбай - Уфа
и др. Вступили в действие 2 линии Моск. метрополитена.


В результате высоких темпов Т. с. страна
к 1941 располагала достаточно развитым транспортом. Это позволило в первые
же дни Великой Отечеств. войны 1941-45 наряду с фронтовыми перевозками
перебазировать пром-сть в вост. р-ны, эвакуировать население. Несмотря
на громадный объём восстановит. работ, за 4 года войны построено 9 тыс.
км
новых
жел. дорог, 12 тыс. км автомоб. дорог с твёрдым покрытием, 1560
км магистральных трубопроводов, продолжалось строительство
Московского метрополитена.


После окончания войны темпы Т. с. продолжали
нарастать (см. табл.). За 1945-75 построены Южно-Сибирская ж.-д.
магистраль, жел. дороги на целинных и залежных землях, линии Тайшет - Лена,
Барнаул - Омск, Тюмень - Тобольск и др.; электрифицированы крупнейшие магистрали
Москва - Байкал, Ленинград - Москва - Ленинакан, Москва - Киев - Чоп, Караганда
- Целиноград - Магнитогорск; большинство грузонапряжённых линий оборудовано
автоблокировкой и диспетчерской централизацией. В 1974 начато стр-во Байкало-Амурской
магистрали (БАМ) протяжённостью 3145 км от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре,
к-рая позволит вовлечь в нар. х-во огромные природные ресурсы, создать
новый большой пром. район страны, воздвигнуть новые города и посёлки. Продолжается
строительство вторых путей, реконструкция станций, электрификация и внедрение
железнодорожной автоматики и телемеханики.


В 1950 введены в эксплуатацию автомагистрали
Москва - Симферополь, затем Киев - Харьков - Орджоникидзе, Минск - Брест,
Москва - Ленинград- Мурманск, Москва - Горький, Фрунзе - Ош, Москва - Куйбышев
- Челябинск. В 70-е гг. широко развернулось стр-во автомагистрали Москва
- Волгоград, сети дорог в Тюменской обл. Наиболее быстрыми темпами развивался
воздушный транспорт. Переход на тяжёлые пасс. самолёты потребовал технич.
реконструкции действовавших и стр-ва новых аэропортов. В 1959-65 построено
и реконструировано более 60 аэропортов, в т. ч. Домодедовский в Москве,
Борис-польский в Киеве, Толмачёвский в Новосибирске. Строятся (1976)
новые
взлётнопосадочные полосы в Шереметьевском междунар. аэропорту (Москва),
в аэропортах Астрахани, Казани, Калининграда.
























































































































Протяжённость
транспортных путей в СССР, тыс. км


Вид транспорта


1945


1950


1965


1975


Железные
дороги Министерства путей сообщения СССР


112,9


116,9


131,4


138,3


в том числе
электрифицированные


2


3


24,9


38,9


Автомобильные
дороги с твёрдым покрытием


155,3


177,3


378,3


660,5


Речные судоходные
пути


117,2


130,2


142,7


145,4


Воздушные
линии


146,3*


300,5


481,1


827,0


Магистральные
нефте- в нефте-продуктопроводы


4,4


5,4


28,2


56,9


Магистральные
газопроводы


0,3


2,3


41,8


99,2


Линии метрополитенов
в двух-путном исчислении, км


37*


43


147


274


* Данные
на 1940,





На морском транспорте к 1950 в основном
завершено восстановление портов и судоремонтных заводов с одновременной
их реконструкцией. В последующие годы построены новые порты в Находке,
Ванино, Петропавловске-Камчатском,Сочи, Йльичёвске. Реконструированы и
расширены порты во Владивостоке, Ленинграде, Новороссийске, Одессе, Жданове,
Баку, Астрахани, Красноводске. Введены в эксплуатацию уникальные железнодорожные
паромные переправы Баку - Красноводск (1962) и Ванино- Холмск (1973).
В ближайшие годы завершится стр-во крупного порта страны - Восточного в
бухте Врангеля, порта в Григорьевском лимане близ Одессы. На речном
транспорте вступил в эксплуатацию Волго-Балтийский водный путь, построены
новые и реконструированы порты в Ленинграде, Ярославле, Горьком, Казани,
Ульяновске, Куйбышеве, Волгограде, Перми, Омске, Иркутске, Якутске. Крупнейшие
порты в Тобольске, Сургуте, Осетрове будут построены в нач. 10-й пятилетки
1976- 80.


Проложены магистральные нефтепроводы
Туймазы
- Иркутск, "Дружба", Субханкулово - Куйбышев - Новороссийск, Самотлор
- Альметьевск - Горький - Ярославль - Кириши и др. К 1965 действовало 7
систем газопроводов: Центральная, Восточно-Украинская, Западная,
Поволжская, Кавказская, Среднеазиатская, Уральская. По магистральным газопроводам
транспортируется газ из Тюменской обл. в центр страны, работает на полную
мощность 4-ниточная система Ср. Азия - Центр. Строятся новые линии метрополитенов
в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, осуществляется (1976)
строительство
первой линии в Ташкенте. В городах с населением более 1 млн. чел. также
проектируется их строительство (в Горьком, Новосибирске, Свердловске, Куйбышеве).


Организация и управление Т. с. совершенствовались
на всех этапах развития социалистического народного х-ва. В 1954 образовано
специализированное общесоюзное Мин-во трансп. стр-ва (Минтрансстрой),
на к-рое возложено стр-во жел. дорог, больших мостов, тоннелей и метрополитенов,
гидротехнич. сооружений в мор. и речных портах, а с 1959 - стр-во автомоб.
дорог общегос. значения и аэродромов. Стр-во магистральных трубопроводов
ведёт Мин-во стр-ва предприятий нефтяной и газовой пром-сти. В 1975 в системе
Минтрансстроя 122 строительно-монтажных треста и управления стр-ва объединяли
1077 линейных стационарных и передвижных орг-ций с общей программой подрядных
работ более 3 млрд. руб. в год. Небольшие объёмы работ по технич. реконструкции
жел. дорог выполняют орг-ции Мин-ва путей сообщения. Стр-вом и ремонтом
автомоб. дорог респ., обл., районного и местного значения ведают соответствующие
министерства или главные управления при Совете Министров союзных республик.


Т. с. имеет собств. производств. базу,
обеспечивающую непрерывное повышение уровня индустриализации строительства.
В
её состав входят предприятия по выпуску железобетонных и металлич. конструкций,
нерудных стройматериалов, пористых заполнителей бетона, столярных изделий,
стационарные и передвижные цементо- и асфальтобетонные з-ды, а также з-ды
по ремонту строит. машин и оборудования. Большие капиталовложения предусмотрены
на создание производств. базы для стр-ва БАМа: сооружаются новые предприятия
в Шимановской, Тайшете, Кургане, Улан-Удэ,


Усть-Куте, Амазаре. В 1975 уровень
комплексной механизации на земляных работах, монтаже строит. конструкций,
бетонных работах и стр-ве автомоб. дорог достиг 98,3-99,6%, объём произ-ва
сборных железобетонных конструкций на предприятиях Минтрансстроя возрос
в 28 раз по сравнению с 1954, производительность труда - в 3,4 раза.


Технич. прогрессу в Т. с. способствовало
объединение в едином министерстве ведущих отраслевых н.-и., проектно-конструкторских
и строительно-монтажных орг-ций. Тесная связь науки с произ-вом позволила
в короткий срок создать и широко внедрить сборные конструкции мостов, тоннелей,
автомоб. дорог, аэродромов, портовых гидротехнических сооружений.


Земляное полотно жел. и автомоб. дорог
возводится комплексно-механизированным способом с применением экскаваторов,
скреперов,
бульдозеров,
автомобилей-самосвалов, спец. уплотнительных и планировочных машин,
а также средств гидромеханизации и буровзрывной техники. Непрерывно возрастают
мощности землеройных и трансп. машин. Железнодорожный путь заготавливается
на звеносборочных машинах и в виде крупных блоков укладывается на
земляное полотно с применением путеукладчиков, электробалластеров и
др. путевых машин.


При стр-ве мостов применяют сборные
железобетонные и стальные пролётные строения разных систем, фундаменты
глубокого заложения на сборных железобетонных оболочках, буровых и забивных
сваях. При возведении опор применяют мощные вибропогружатели, буровые
станки и другое спец. оборудование. При сооружении тоннелей и метрополитенов
широко используются сборные железобетонные обделки и др. конструкции. Подземные
работы ведутся при помощи механизированных проходческих щитов. На стр-ве
мор. и речных портов внедрены унифицированные железобетонные конструкции
причалов, крупноблочные буны и волноломы. Нефтепродуктопро-воды
и газопроводы прокладываются комплексно-механизированным способом с применением
трубоукладчиков, сварочных и др. машин.


В других социалистич. странах Т. с.
также развивается планомерно. С целью координации работы ж.-д. транспорта,
к-рому принадлежит ведущая роль в обеспечении перевозок, помимо трансп.
комиссии СЭВ создана Opr-ция сотрудничества жел. дорог (ОСЖД). Высокими
темпами осуществляется электрификация и оборудование жел. дорог средствами
автоматики. По согласованным планам реконструируются наиболее важные ж.-д.
направления в междунар. сообщениях. Электрифицированы линии Чоп - Прага,
Варшава - Прага и др. Строятся (1976) новые жел. дороги в МНР и
на Кубе. По единому плану проводится расширение портов в бассейнах Чёрного
м., Балтийского м. и р. Дунай, совместно проложен трансъевропейский нефтепровод
"Дружба", строится междунар. газопровод Оренбург - Зап. граница СССР. С
участием сов. специалистов проектируются и строятся метрополитены в Праге,
Будапеште, Варшаве, Лодзи, Бухаресте, Софии, Белграде, Пхеньяне.


В развивающихся странах Т. с. направлено
на укрепление гос.


сектора нац. экономики. При технич.
помощи СССР в 60-70-е гг. построены автомоб. магистрали Кушка - Герат -
Кандагар, Наибабад - Хайратон и др. в Республике Афганистан: жел. дороги
Багдад - Басра в Иракской Республике; Конакри - Дебене в Гвинейской Республике;
жел. дорога Аккари - Тартус и строятся Камышлы - Халеб - Латакия, Хомс
- Дамаск и др. в Сирийской Арабской Республике.


В развитых капиталистич. странах Т.
с. осуществляется за счёт частных и государственных капиталовложений на
основе экономической конъюнктуры, без перспективных планов гармоничного
сочетания различных видов транспорта. После 2-й мировой войны 1939-45 в
условиях изобилия дешёвого жидкого топлива осн. капиталовложения направлялись
на стр-во автомагистралей и перевод жел. дорог на тепловозную тягу. На
1973 было электрифицировано в США только 1%, в Великобритании 19 % всей
сети жел. дорог. Во Франции, Италии, ФРГ, Швеции, Норвегии электрификация
жел. дорог - осн. направление их модернизации. В Японии, ряде стран Зап.
Европы, а также в США большое внимание уделяется созданию высокоскоростного
ж.-д. транспорта. При решении сложных проблем развития городского транспорта
наблюдается тенденция к расширению и реконструкции сети метрополитенов.
Для крупнейших городов капиталистич. стран характерно стр-во многоярусных
подземных комплексов, включающих станции и вестибюля метрополитена, автотранспортные
и пешеходные тоннели, автогаражи и стоянки, магазины, коллекторы гор. сетей.
Такие комплексы построены, напр., в Париже, Вене, Гамбурге, Мюнхене, Токио.
См. также Морской транспорт, Речной транспорт, Воздушный транспорт.
Железнодорожный транспорт, Автомобильный транспорт, Трубопроводный транспорт,
Городской транспорт.



Лит.: Строительство, М., 1965
(Энциклопедия современной техники); Строительство в СССР, М., 1967; Транспортное
строительство СССР, М., 1972; Левин Б. И., Переселенков Г. С.. Транспортное
строительство в девятой пятилетке, М., 1973. Е. А. Величкин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я