ТРАНСПОРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТРАНСПОРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ система
подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих в области проектирования,
конструирования, строительства и эксплуатации различных видов транспорта
(ж.-д., автомобильного, морского, речного, воздушного, трубопроводного,
промышленного и городского).


В России Т. о. зародилось в нач. 18
в. (Школа математических и навигацких наук, осн. в 1701 в Москве;
Морская академия, осн. в 1715 в Петербурге). В 1781 в Холмогорах
открылась мореходная школа; в 1782 в связи с возросшей потребностью в специалистах
для содержания и эксплуатации искусств. сооружений на сухопутных и водных
путях был организован спец. Корпус гидравликов, несколько позднее Московская
и Вышневолоцкая низшие технич. школы водяной коммуникации, а в 1809 - Управление
водяными и сухопутными сообщениями (с основанием в Петербурге Ин-та корпуса
инженеров путей сообщения). В 1820 при этом ин-те учреждена Военно-строительная
школа путей сообщения для подготовки техников-строителей. В числе выпускников
ин-та были П. П. Мельников, Н. О. Крафт, С. В. Кербедз, М. С. Волков, Я.
А. Севастьянов, Л. Ф. Николаи, Я. Н. Гордеенко, П. И. Собко, Ф. С. Ясинский
и др., ставшие впоследствии основоположниками рус. школы строительных и
транспортных наук; в ин-те сформировались рус. система Т. о., основы науки
о путях сообщения. В 1876 в Петербурге осн. Высшее инженерное морское уч-ще,
в 1896 - Московское инж. уч-ще путей сообщения (с 1913 Моск. ин-т инженеров
путей сообщения).
























































































































Табл. 3.
- Динамика выпуска подвижного состава в некоторых капиталистических странах
(только магистрального), шт.


Страна


Наименование


1940


1957


1974


США


Локомотивы


485


1485


13381


Грузовые
вагоны


64075


100669


66600


Пассажирские
вагоны


285


845


2362


Франция


Локомотивы


513


277


227


Грузовые
вагоны


2343


7364


9900


Пассажирские
вагоны


2933


155


281


ФРГ


Локомотивы


-


1280


422


Грузовые
вагоны


-


11019


10400


Пассажирские
вагоны


-


441


382


1На
1973. 2На 1972. 3На 1938.





В кон. 19 - нач. 20 вв. инженеров для
ж.-д. транспорта стали готовить Петерб. технологич. ин-т, Моск. высшее
технич. уч-ще, Харьковский и Томский технологич. ин-ты, Киевский политехнич.
ин-т. Во 2-й пол. 19 в. появились технич. ж.-д. уч-ща (первое - в Ельце
в 1869). В первые годы Сов. власти в транспортных втузах были организованы
спец. ф-ты (по видам транспорта). Уже в 1920 в Петроградском ин-те
путей сообщения открылись ф-ты сухопутных и водных сообщений, затем - автодорожного
транспорта и воздушных сообщений, в Московском - ф-ты сухопутных и водных
сообщений и эксплуатац. отделение при сухопутном ф-те. В 1918 при Петроградском
ин-те учреждена школа лутей сообщения (ныне Ленингр. техникум ж.-д. транспорта
им. Ф. Э. Дзержинского), в к-рой сформировались основы сов. системы
среднего спец. Т. о. Дальнейшая специализация Т. о. обусловила создание
в 1929-33 сети ин-тов ж.-д., водного, автомоб. и возд. транспорта. На базе
соответствующих ф-тов Ленинградского и Московского ин-тов инженеров путей
сообщения созданы автодорожные ин-ты в Ленинграде (1929) и Москве
(1930), ин-ты гражд. воздушного флота (1929) и инженеров
водного транспорта (1930) в Ленинграде, Моск. электромеханич. ин-т
инженеров транспорта (1931). Трансп. втузы открылись в крупных экономич.
центрах: в 1929 - Ростовский, в 1930 - Харьковский, Днепропетровский, Тбилисский
и Томский ин-ты ж.-д. транспорта, Одесский и Горьковский ин-ты водного
транспорта, автодорожные ин-ты в Харькове, Саратове, Омске, авиац. ин-ты
в Москве и Харькове и др. В 30-50-е гг. основаны Новосибирский (1932),
Ташкентский (1931), Хабаровский (1939), Всесоюзный заочный
(1951, в Москве), Белорусский (1953, в Гомеле), Уральский
(1956, в Свердловске) ин-ты инженеров ж.-д. транспорта, высшие инж.
морские уч-ща в Одессе и Владивостоке (1944), в Ленинграде (1954),
Высшее мореходное уч-ще в Мурманске (1956), Новосибирский ин-т инженеров
водного транспорта (1951), авиационные и гражд, авиации ин-ты в
Казани и Уфе (1932), Киеве (1933), Куйбышеве (1942),
Ленинграде (1955) и др.


В 1976 инженеров для ж.-д., автомоб.,
морского и речного транспорта и гражд. авиации готовили 130 вузов, в т.
ч. 45 специализированных и 85 политехнич., машиностроительных, инженерно-строительных,
кораблестроительных и др. Среди специализированных вузов 13 ин-тов ж.-д.
транспорта - в Москве (2 ин-та), Ленинграде, Днепропетровске, Гомеле,
Ростове-на-Дону, Харькове, Свердловске, Омске, Новосибирске, Хабаровске,
Куйбышеве и Ташкенте. Основные специальности: эксплуатация жел. дорог;
автоматика, телемеханика и связь на ж.-д. транспорте; электрификация ж.-д.
транспорта; тепловозы и тепловозное х-во; локомотивостроение (электровозостроение
и тепловозостроение); вагоностроение и вагонное х-во; стр-во жел.
дорог, путь и путевое х-во; мосты и тоннели; экономика и организация ж.-д.
транспорта; строит. и дорожные машины и оборудование и др. Ведущие вузы
- Московский, Ленинградский и Всесоюзный заочный (в Москве) ин-ты
инженеров ж.-д. транспорта (см. Железнодорожного транспорта институты).


Инженеров для автомоб. транспорта выпускают
Московский, Киевский, Сибирский (Омск), Харьковский и Ташкентский
автодорожные ин-ты. Основные специальности: автомобили и автомоб. х-во;
эксплуатация автомоб. транспорта; организация дорожного движения; двигатели
внутр. сгорания; автомоб. дороги; мосты и тоннели; строит. и дорожные машины
и оборудование; экономика и организация автомоб. транспорта и др. Ведущий
вуз - Моск. автомобильно-дорожный ин-т (МАДИ). Инженеров по отдельным
автодорожным специальностям готовят также 70 др. вузов, в т. ч. 38 политехнич.,
15 инженерно-строит. ин-тов, завод-втуз при Моск. автомоб. з-де им. Лихачёва
и др. (см. Автомобильно-дорожные институты).


Для морского и речного транспорта специалистов
высшей квалификации выпускают Одесский ин-т инженеров морского флота, высшие
инженерные морские уч-ща во Владивостоке, Ленинграде, Калининграде, Мурманске,
Новороссийске и Одессе, Горьковский, Новосибирский и Ленинградский ин-ты
инженеров водного транспорта. Основные специальности: судовождение на морских
(внутренних водных) путях; эксплуатация водного транспорта; судостроение
и судоремонт; гидротехнич. строительство водных путей и портов; судовые
машины и механизмы; экономика и организация водного транспорта и др. Инженеров
для водного транспорта выпускают также Ленинградский и Николаевский кораблестроительные,
Астраханский, Дальневосточный и Калининградский рыбной пром-сти и х-ва,
Горьковский, Дальневосточный и Комсомольский-на-Амуре политехнические институты
(см. Водного транспорта высшие учебные заведения).


Инженеров для воздушного транспорта
по эксплуатационным специальностям (эксплуатация воздушного транспорта,
двигателей, авиац. приборов и электрооборудования самолётов) готовят
Академия гражд. авиации в Ленинграде, Киевский, Рижский и Московский ин-ты
гражд. авиации и Актюбинское высшее лётное уч-ще гражд. авиации;
по специальностям самолётостроение, авиац. двигатели, динамика и прочность
машин, гидроаэродинамика и др. - Московский, Казанский, Куйбышевский, Уфимский,
Харьковский авиац. ин-ты и Московский и Рыбинский авиационно-технологические,
а также нек-рые политехнич., электротехнич. и др. ин-ты (Воронеж, Иркутск,
Комсомольск-на-Амуре, Ташкент, Новосибирск и др.). Ведущий втуз
и н.-и. центр - Моск. авиационный ин-т им. С. Орджоникидзе (см. Авиационные
институты, Гражданской авиации высшие учебные заведения).



Инженеров для трубопроводного транспорта
(по проектированию, сооружению и эксплуатации газонефтепроводов, газохранилищ
и нефтебаз) готовят Московский ин-т нефтехимич. и газовой пром-сти,
Ивано-Франковский нефти и газа, Уфимский нефтяной, Тюменский индустриальный,
Всесоюзный заочный политехнич. ин-ты (см. Нефтяные институты).


Инженеров для гор. транспорта выпускают
ин-ты Моск. энергетический, Харьковский инженеров коммунального стр-ва,
Киевский автомобильно-дорожный (гл. обр. для электрич. транспорта),
Московский и Ленинградский ин-ты инженеров ж.-д. транспорта (по проектированию
и стр-ву метрополитенов).


Уч. планы трансп. специальностей предусматривают
изучение общенаучных дисциплин (обществ. науки, иностр. язык, высшая математика,
физика, химия, теоретич. механика и др.), общеинженерных (начертательная
геометрия и черчение, сопротивление материалов, электротехника, гидравлика,
теплотехника, теория машин и механизмов) и специальных - по профилю
подготовки (напр., для специальности "Автомобильные дороги" - дорожно-строит.
машины, автомобили и тракторы, изыскание и проектирование дорог, мосты
и сооружения на дорогах, эксплуатация дорог, основания и фундаменты, строит.
конструкции и др.). В спец. подготовку входит изучение организации,
планирования, управления, экономики соответствующей отрасли (автоматизированных
систем управления, вычислит. техники в инженерных и экономич. расчётах
и т. д.). Помимо обязательных, в уч. планы включены альтернативные
и факультативные дисциплины, позволяющие углубить знания в избранной области
науки и техники. За время обучения студенты выполняют 5-15 курсовых проектов
(работ) - в зависимости от специальности, проходят уч. и производств.
практику (24 недели). Обучение заканчивается гос. экзаменом по науч.
коммунизму и защитой дипломного проекта (работы). Срок обучения
- 5-6 лет. Выпускники вузов проходят стажировку по месту работы сроком
до одного года.


Техников для транспорта готовят (1975)
св.
400 средних специальных учебных заведений, в т. ч. 268 специализированных
(ж.-д., автодорожных, автотранспортных, транспортного стр-ва, мореходных,
арктич., речных и др.). Среднее специальное образование включает
св. 60 трансп. специальностей (более узких, чем в высшей школе) и
осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения.


Резкое увеличение масштабов и темпов
развития транспорта обусловило совершенствование системы Т. о. и расширение
выпуска инженеров и техников. В 1950 трансп. специальностям в вузах обучалось
23,7 тыс. чел., выпуск -3,1 тыс. чел., в 1965 соответственно - 112,6 тыс.
и 9,6 тыс., в 1974 - 142 тыс. и 16,5 тыс.; в техникумах: в 1950 - 48,7
тыс. и 11,1 тыс., в 1965 - 233,9 тыс. и 33,6 тыс., в 1974 - 287,9 тыс.
и 63,2 тыс. чел.


Проф.-технич. Т. о. осуществляется
более чем по 50 рабочим профессиям (машинист, моторист, судоводитель, радиомонтажник,
механик, электромонтёр, слесарь по ремонту подвижного состава, водитель
троллейбуса, трамвая и т. д.). В 1975 квалифицированных рабочих
для транспорта готовили св. 300 профессионально-технических учебных
заведений
(ок. 150 тыс. уч-ся), выпуск составил 66 тыс. чел.


В других социалистич. странах общие
принципы организации Т. о. близки к принятым в СССР. В ВНР подготовка кадров
ведётся в Высшей школе в г. Дьёр; в ГДР - в Высшей технич. школе транспорта
им. Ф. Листа (Дрезден), Ростокском ун-те; в ПНР - в политехнич.
ин-тах (Варшава, Лодзь, Сопот, Познань, Щецин) и Гданьском ун-те;
в НРБ - в Высшем машино-строительном ин-те им. В. И. Ленина (София),
Морской академик (Варна), Высшей школе по подготовке инженеров воздушного
транспорта (г. Шумен); в СРР - в Бухарестском политехническом ин-те;
в СФРЮ - в Белградском ун-те; в ЧССР - в Высшем транспортном училище (г.
Жилина). В этих странах существуют также средние специальные и профессионально-технические
учебные заведения для подготовки техников и квалифицированных рабочих для
различных видов транспорта.


В капиталистич. странах наиболее известными
центрами Т. о. являются: в США - Массачусетсский технологич. ин-т; в Великобритании
- Лондонский и Бирмингемский ун-ты, технологические ин-ты в Лафборо и Крэнфилде,
Лондонский политехнический ин-т; во Франции - Национальная школа мостов
и дорог в Париже, Техническая школа аэронавтики и автомобилестроения; в
ФРГ - технические ун-ты в Дармштадте и Ганновере, Штутгартский ун-т; в
Японии - ун-ты Токио, Хоккайдо, Киото, Кюсю и др. См. также Высшее образование,
Машиностроительное и приборостроительное образование, Строительное образование,
Энергетическое и электротехническое образование
и др.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я