ТРАМВАЙ

ТРАМВАЙ (англ. tramway, от tram
- вагон, тележка и way - путь), средство гор. наземного транспорта,
моторный вагон (или моторный с прицепными вагонами), получающий
электроэнергию от контактного провода, передвигающийся по рельсовому пути.


Идея использования электрич. тока для
передвижения экипажей возникла в 30-40-х гг. 19 в., осуществление её стало
практически возможным в 70-е гг. 19 в. с созданием первых электростанций.
Прототипом Т. можно считать предложенный в 1876 рус. изобретателем Ф. А.
Пироцким "рельсовый экипаж" с электродвигателем. В 1880 Пироцкий
построил и испытал вагон с подвесным тяговым электродвигателем постоянного
тока. За рубежом работы по созданию Т. проводились в Германии (фирма "Сименс
и Гальске") и др. странах. В 1881 Т. был пущен в Лихтерфельде, близ
Берлина. Вагон, вмещавший 20 пассажиров, развивал скорость 30 км/ч,
совершал рейсы на участке 2,5 км. В 80-х гг. трамвайное сообщение
было распространено во мн. странах Европы и в США. Регулярная эксплуатация
Т. в России началась в 90-е гг. (в 1892 - в Киеве, в 1896 - в Н. Новгороде,
в 1899 - в Москве).


Совр. трамвайное х-во представляет
собой сложный комплекс, в к-рый входят технич. средства - рельсовый путь
(см. Верхнее строение пути), системы автоблокировки, тяговая сеть,
подвижной состав, службы эксплуатации - депо, ремонтные з-ды, линейные
службы движения. Питание Т. энергией- от тяговой сети. Электрич. ток через
тяговые подстанции, на к-рых переменный ток преобразуется в постоянный
напряжением 500-750 в, поступает в контактную сеть. На моторном
вагоне расположен токосъёмник, к-рый при движении скользит по проводу
контактной сети. Обратным проводом служат рельсы.


В трамвайных сетях применяют цепную
контактную подвеску, в к-рой контактный провод подвешивается над рельсовым
путём с помощью изоляторов непосредственно к опорам контактной сети или
к натянутым между опорами поперечным (несущим) проводам на высоте
3,75-5,4 м. Совершенное электрооборудование позволяет отказаться
от пусковых сопротивлений, применять электрич. торможение, значительно
снижающее шум. Ходовая часть снабжена звукопоглощающими приспособлениями
(напр., колёсные тележки с подрезиненными элементами). Перспективно
применение Т. как внеуличного вида гор. транспорта. В 70-е гг. 20 в. в
СССР и за рубежом наметилась тенденция к использованию скоростного Т. (скорость
движения в 1,5-2 раза выше, чем у обычного). Особенно эффективен
скоростной Т. на т. н. вылетных линиях, связывающих центр. гор. р-ны с
окраинными и загородными, отдалёнными пром. р-нами и зонами отдыха. Для
движения скоростного Т. необходим усовершенствованный путь, часто в черте
города уходящий в туннель или поднимающийся на эстакаду (при пересечении
с линиями др. видов транспорта). Сооружение пути, эксплуатация пути
и средств обслуживания скоростного Т. требуют меньших капиталовложений,
чем метрополитен, от к-рого он выгодно отличается и тем, что позволяет
более рационально организовать пассажиропотоки. Совершенствование Т. направлено
на повышение комфортабельности вагонов, снижение шума и расхода электроэнергии.
В конструкции вагонов улучшаются система подвешивания и система регулирования
тяговых двигателей. Вагоны малой вместимости заменяются 6-осными вагонами,
что позволяет повысить провозную способность до 30-40 тыс. пассажиров в
час.


Лит.: Кутыловский М. П., Федотов
А. И., Подвижной состав трамвая, М.-Л., 1948. Н. А. Грунёнышев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я