ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ

ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ отрасль машиностроения,
производящая тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные
узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним. Как отрасль пром-сти Т.
существует с 1917, когда на заводах Форда в США началось массовое произ-во
тракторов. В Европе впервые массовое произ-во тракторов началось в 20-х
гг. 20 в. в Германии и Италии, затем в Великобритании, Франции
и др. странах.


Возникновение Т. в СССР относится к
1923 (первый выпуск тракторов "Фордзон-Путиловец" з-дом "Красный путиловец",
ныне Ленинградское объединение "Кировский завод"). Первые специализированные
тракторные з-ды - Сталинградский (ныне Волгоградский тракторный завод)
и Харьковский тракторный завод, выпускали колёсные тракторы
марки СТЗ-ХТЗ. Произ-во тяжёлых гусеничных тракторов (С-60) начато на Челябинском
тракторном з-де в 1933. На нём же освоен выпуск (1936) гусеничных тракторов
с дизельным двигателем (С65). Перевод в 1937 Сталинградского и Харьковского
з-дов на произ-во гусеничных СХТЗ-НАТИ вывел СССР (1948) на 1-е место в
мире по выпуску гусеничных тракторов. В 1-й пятилетке (1929-32) произведено
100,4 тыс. тракторов, во 2-й (1933-37) - 444,1 тыс. шт. Во время Великой
Отечеств. войны 1941-45 были построены и введены в строй (1942-44) Алтайский
тракторный завод, Владимирский тракторный завод
и Липецкий тракторный
завод,
в 1945 возобновили работу разрушенные Сталинградский и Харьковский
з-ды. В послевоен. годы вступили в строй Харьковский тракторосборочный
з-д (1950), Минский тракторный завод (1951), Онежский и Узбекский
(ныне Ташкентский) тракторные з-ды (1956). Особое внимание
уделялось увеличению произ-ва мощных с.-х. тракторов общего назначения.
Кировский з-д начал выпуск трактора К-700 (1964), Павлодарский тракторный
з-д (пущен в 1967) - ДТ-75М (1968). В 1962 организовано произ-во
гусеничных пропашных тракторов, унифицированных с тракторами МТЗ, на Кишинёвском
тракторном з-де (реконструирован в 1961). В кон. 60-х гг. завершается
переход на выпуск тракторов с дизельными двигателями. Происходит создание
унифицированных моделей тракторов. Широкая унификация узлов, агрегатов
и деталей тракторов и двигателей способствовала выделению их в специализированные
произ-ва (моторные з-ды в Волгограде, Минске, Барнауле, Харькове, з-ды
топливной аппаратуры,тракторных трансмиссий, гидроагрегатов, шестерён,
поршней и поршневых колец и др.). В 9-й пятилетке (1971-75) начато перевооружение
тракторных з-дов и обновление осн. моделей тракторов. Строятся Чебоксарский
з-д пром. тракторов и Харьковский з-д тракторных двигателей. За 1966-75
производительность труда возросла более чем в 2 раза. Годовой выпуск тракторов
в СССР см. табл. 1. В 1957-75 выпуск тракторов имел среднегодовой прирост
ок. 6% ; в 1960 СССР вышел на 1-е место в мире по произ-ву тракторов (238,5
тыс. шт.); в 1975 произведено 2,2 трактора на 1000 чел. населения. Растёт
технич. уровень тракторов: увеличивается их энергонасыщенность, снижается
материалоёмкость, улучшаются условия труда тракториста, повышаются универсальность,
качество и надёжность. Проводятся работы по автоматизации управления механизмами
и вождения тракторных агрегатов. Новые модели тракторов К-701, Т-150, Т-150К,
МТЗ-80/82 и др., поставленные на произ-во в 9-й пятилетке, оснащены высокоэкономичными
дизельными двигателями, многоступенчатыми коробками передач, в т. ч. с
переключением на ходу, кабинами с очисткой и охлаждением (подогревом)
воздуха, с подрессоренными сиденьями и т. д.


















































































Табл. 1.
- Производство тракторов в СССР


Годы


Выпуск тыс.
шт.


Суммарная
мощность


двигателя млн. л. с.*



Годы


Выпуск тыс.
шт.


Суммарная
мощность


двигателя млн. л. с.*



1925


0,6


0,01


1960


238,5


11,4


1928


1,3


0,03


1970


458,5


29,4


1940


31,6


1,5


1975


550,4


41,8


1950


116,7


5,5








* 1 л.
с. =0,736 квт.






В тракторном произ-ве применяются высокопроизводит.
автоматизированные и автоматич. поточные линии, агрегатные станки-автоматы
и др. совр. оборудование.


Для решения инженерно-технич. задач
в проектировании машин, орг-ции и управлении произ-вом используются электронно-вычислит.
техника и автоматизированные системы управления. При отработке конструкций
новых тракторов и двигателей применяются методы ускоренных стендовых и
полигонных испытаний. На базе передового зарубежного и отечеств. опыта
в 9-й пятилетке разработана и внедрена (Минский и Владимирский тракторные
з-ды) система управления качеством продукции на стадиях создания,
произ-ва и эксплуатации конструкции. Продукция аттестуется по категориям
качества с присуждением изделиям высшей категории качества и Гос. знака
качества. За 1971-75 экспорт тракторов в страны - члены СЭВ увеличился
на 60%, в капиталистич. страны (39 стран) - на 52%.


В зарубежных социалистич. странах Т.
развивается особенно быстрыми темпами в послевоен. годы (см. табл. 2).






















































































Табл. 2.
- Выпуск тракторов в отдельных социалистических странах (без садово-огородных),
тыс. шт.


Страны


1960


1970


1975


НРБ




4


5


ВНР


3


2


0,6


ГДР


9


16


4


ПНР


9


41


58


СРР


17


29


50


ЧССР


32


18


51


СФРЮ


7


12


33






Сокращение произ-ва тракторов ВНР и
ГДР проводится в соответствии с принятой странами-членами СЭВ программой
социалистич. интеграции, предусматривающей специализацию стран на выпуске
тракторов и различной сельскохозяйственной техники с целью обеспечения
экономически целесообразных объёмов произ-ва.


В развитых капиталистич. странах крупное
Т. имеют США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия и Франция (см. табл.
3).


































































































Табл.
3. - Производство тракторов в некоторых капиталистических странах
(без садово-огородных), тыс. шт.


Страны


1960


1970


1974


США


204


221


270


Великобритания


186


163


120


ФРГ


121


105


116


Япония


5


81


207


Италия


39


94


116


Франция



63



69



57







Для капиталистич. стран характерна
высокая степень монополизации.


В США крупнейшая тракторостроит. фирма
- "Дир энд Ко" (Deere and Company); в Великобритании - "Масси-Фергюсон"
(Massie-Ferguson); во Франции- "Режи насьональ дез юзин Рено" (Regie
Nationale des Usines Renault); в ФРГ - "Фенд энд К"" (X. Fend and
Co); в Италии - "ФИАТ С. п. А" (FIATS, p. А.); в Японии-"Комацу
лтд" (Komatsu Ltd).


В 70-е гг. 20 в. произошло слияние
капиталов ряда тракторопроизводящих фирм США и Зап. Европы. В связи с насыщением
парка развитых капиталистич. стран и резким увеличением цен на тракторы
спрос на них непрерывно сокращается, соответственно сокращается ипроиз-во.


Лит.: Трепененков И. И., Развитие
советской тракторной техники, М., 1953; Гуревич А. М., Краткая история
отечественного тракторостроения, Сталинград, 1954; Смирнов А. И., ... Ценой
громадной технической эволюции, М., 1971.

Н. ф. Чухчин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я