ТРАКТОР

ТРАКТОР (новолат. tractor, от
лат. traho - тащу, тяну), самодвижущаяся (гусеничная или колёсная)
машина, выполняющая с.-х., дорожно-строительные, землеройные, транспортные
и др. работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами
(орудиями). См. Машинно-тракторный агрегат.



Историческая справка. Первые
колёсные Т. с паровыми машинами появились в Великобритании и Франции
в 1830 и применялись на транспорте и в военном деле; с 1850 паровые Т.
используются в с. х-ве этих стран, а с 1890 - в с. х-ве США. Ценные изобретения
по гусеничному ходу были сделаны в России Д. А. Загряжским (1837) и А.
П. Костиковым-Алмазовым (ок. 1889). В 1888 рус. механик Ф. А. Блинов построил
и испытал гусеничный Т. с двумя паровыми машинами. В 1893-95 рус. изобретатель-самоучка
Я. В. Мамин создал самоходную колёсную тележку с двигателем внутреннего
сгорания. С
1901 фирма "Харт-Парр" (Hart-Parr) в США выпустила первые
колёсные Т. с двигателями внутр. сгорания. Начиная с 1912 в США фирмой
"Холт" (Holt), а позднее в Германии фирмой "Вандерер-Дорнер" (Wanderer-Dorner)
и в др. странах производятся Т. на гусеничном ходу. Первые Т. в СССР выпущены
в 1923 ("Фордзон-Путиловец"). С 1930 в СССР налажено массовое произ-во
Т., что дало возможность в 1932 отказаться от их импорта (см. Тракторостроение).



Классификация тракторов. По
назначению Т. разделяют на с.-х. и промышленные. С.-х. Т. общего назначения
в агрегате с соответствующими машинами (орудиями) осуществляют пахоту,
культивацию, посев, уборку и др. работы. Наиболее мощные с.-х. Т. используются
при освоении целинных и залежных земель для корчевания пней, удаления и
запашки кустарников и др. работ.


2608-1.jpg


Рис. 1. Продольный разрез колёсного
трактора: 1 - двигатель; 2 - рулевое колесо; 3 - кабина;
4 - топливный бак; 5 - рычаги навесного устройства; 6
- вал отбора мощности; 7 - прицепной крюк; 8 - центральная передача;
9 - ведущее колесо; 10 - коробка передач; 11 - муфта сцепления;
12 - направляющее колесо.


2608-2.jpg


Рис. 2. Продольный разрез гусеничного
трактора: 1 - двигатель; 2 - кабина; 3 - топливный бак; 4
-
рычаги навесного устройства; 5 - вал отбора мощности; 6
-
прицепная скоба; 7 - ведущее колесо; 8 - центральная
передача; 9 - гусеница; 10 - коробка передач; 11 - опорное
колесо; 12 - муфта сцепления; 13 - направляющее колесо.



Пропашные Т. позволяют механизировать
междурядную обработку - культивацию, рыхление, окучивание, опылива-ние,
уборку пропашных культур (кукурузы, сах. свёклы, хлопчатника и др.).
Особенности пропашных Т.- приспособленность к работе с навесными машинами
(орудиями) и хорошая проходимость в междурядьях пропашных культур,
значительный (обычно регулируемый) размер колеи, большой дорожный
просвет, узкие колёса (гусеницы). Базовые модели пром. Т. характеризуются
большими, чем у с.-х. Т., тяговыми усилиями. Они выполняют землеройные,
до-рожно-строительные, мелиоративные и др. работы в агрегате с разнообразными
навесными (бульдозерная лопата, снегоочиститель, экскаваторный ковш и т.
п.) и прицепными (скрепер, грейдер и т. п.) машинами
(орудиями). В зависимости от условий работы Т. используются различные
модификации базовых моделей (напр., для с.-х. Т.- виноградниковый, болотоходный,
крутосклонный, садовый; для пром. Т. - мелиоративный, лесосплавный,
трелёвочный). По типу движителя Т. разделяют на колёсные и гусеничные.



Механизмы и оборудование тракторов.
Силовая установка состоит из двигателя и обеспечивающих его работу устройств
(см. Тракторный двигатель). В силовую передачу входят сцепление,
соединит. муфта, коробка передач, центр. и конечная передачи
(см. Силовая передача). Наиболее распространены фрикционные муфты
сцепления, иногда применяются гидродинамические и электрические
(см. Муфты). Механические ступенчатые коробки передач с.-х. Т. имеют
6, 8, 15 и более передач, а промышленных - 3 - 6. Всё большее распространение
получают коробки передач с зубчатыми колёсами постоянного зацепления или
с планетарным редуктором (установлены на нек-рых зарубежных и сов. Т.,
напр. Т-150, Т-150К, К-701). Через центр. передачу (обычно конич.
редуктор) вращающий момент подводится к ведущим колёсам гусеничных
Т.; у колёсных Т. используется дифференциальный механизм. Конечные
передачи (обычно цилиндрич. редукторы) располагаются у ведущих колёс
и служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссий и создания
необходимого дорожного просвета. В нек-рых экспериментальных образцах
Т. применяются гидрообъёмные (гидронасос и гидромоторы) и гидромеханич.
(гидротрансформатор и механич. коротка передач) трансмиссии (см.
Гидродинамическая передача, Гидропередача объёмная). Для получения
особо низких скоростей движения Т. трансмиссии оборудуются дополнит.
передачами - ходоуменьшителями. Ходовая система колёсных Т. состоит
из подвески, осей (мостов) и колёс (направляющих и
ведущих) с пневматич. шинами низкого давления. Иногда для повышения
проходимости применяются полугусеничный ход, уширительные решётчатые колёса
и накидные почвозацепы. Ходовая система гусеничных Т. состоит из подвески,
гусеничных цепей, ведущих колёс, опорных катков, поддерживающих
роликов и направляющих колёс (см. Гусеничный ход). Остов Т. обычно
выполняется в виде рам различных конструкций. Механизмы управления Т.


состоят из рулевого управления и
тормозов (ленточных или дисковых). Изменение
направления движения колёсных Т. обычно осуществляется передними (направляющими)
колёсами. Иногда для улучшения манёвренности в конструкциях Т. предусматривается
поворот всех 4 колёс, регулирование вращающих моментов на ведущих колёсах,
относит. вращение передней и задней частей Т. при схеме с шарнирной рамой.
Поворот гусеничных Т. производится изменением частоты вращения ведущих
колёс правой или левой гусениц муфтами и тормозами; иногда применяется
одноступенчатый планетарный механизм с двумя парами тормозов. Кабины устанавливаются
на всех советских и большинстве зарубежных Т. и служат для создания комфортных
условий работы тракториста. Электрооборудование Т. состоит из источников
электрич. тока (аккумуляторной батареи и установленного на двигателе генератора),
приборов для пуска двигателя, освещения пути и рабочих машин (орудий),
вентиляции кабины, подачи звуковых и световых сигналов. На рис. 1 и 2 изображены
продольные разрезы колёсного и гусеничного Т.



Эксплуатационные показатели. Осн.


эксплуатационные показателя Т. подразделяют
на технико-экономические, технические и агротехнические. К технико-экономическим
показателям относятся производительность в агрегате, тяговые качества,
трудоёмкость обслуживания и ухода, металлоёмкость и др.; к техническим
- устойчивость Т. (продольная и поперечная), лёгкость управления,
удобство работы персонала (наличие кабины, контрольных приборов; число
мест для сидения); к агротехническим - удельное давление на почву,
проходимость в междурядьях (дорожный просвет, абрис, защитные зоны),
манёвренность в агрегате, плавность хода, точность следования по заданному
направлению.




Типаж тракторов. Число моделей
Т., выпускаемых в СССР, а также их показатели определены типажом - системой
машин, построенной по заранее разработанному технич. плану, осн. на рациональном
сочетании тяговых показателей разных типов Т. при минимальном числе базовых
моделей (см. Типизация). Класс в типаже - совокупность моделей (конкретных
конструкций) Т.,


имеющих одинаковые классификац. параметры.
Базовая модель - наиболее распространённый вид Т. в данном классе. Модификация
- модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая, но имеющая иную
компоновку или оснащённая дополнит. механизмами. За осн. классификационный
параметр в СССР и странах-членах СЭВ принято наибольшее тяговое усилие,
при огранич. буксовании, развиваемое Т. 1-й типаж был предложен в 1923,
а разработан и реализован в 1946. В 1956 был создан 2-й типаж Т. на 1961-65.
Предусматривалось увеличение рабочих скоростей до 5-6 км/ч, повышение
срока службы двигателей до 2500- 3000 ч, трансмиссий - до 5000-6000
ч. Были подготовлены к выпуску модели Т., соответствующие мировому
уровню техники: колёсные - Т-40, МТЗ-50, Т-16, ДТ-14, К-700; гусеничные
- Т-74, ДТ-75, ДЭТ-250 и др. 3-й типаж Т. на 1965-70 состоял из 13 базовых
моделей с тяговыми усилиями от 6 до 250 кн (0,6 - 25 тс)
и ряда модификаций.


Для дальнейшего улучшения эксплуа-тац.
показателей был разработан 4-й типаж Т. на 1971-80 (рис. 3). Выпускаемые
по этому типажу базовые модели

2608-3.jpg


1. Садово-огородный трактор. 2. МТЗ-80.
3. ДТ-75М. 4. Т-150К. 5. Т-150. 6.К-701 (все - СССР). 7. "Болгар" (НРБ).
8. "Фиат" (Италия). 9. "Зетор" (Франция). 10. "Кейс" (США). 11. "Масси-Фергюсон"
(Великобритания, Канада). 12. "Вольво" (Швеция).


Т. сведены в табл. В 4-м типаже повышаются
рабочие скорости до 35 км/ч, срок службы до капитального ремонта,
снижается трудоёмкость обслуживания. В связи с повышением скоростей движения
Т. в подвеску вводятся дополнит. упругие элементы; кабина снабжается рессорами,
герметизируется, оснащается вентиляционными и отопительными устройствами,
кондиционерами. Внедряется широкая унификация узлов и деталей внутри класса
и между различными классами Т. Разрабатываются Т. с электрич. и гидравлич.
приводом. Входят в практику устройства для автоматизации тракторных работ
(загрузочных режи мов, вождения машинно-тракторного агрегата на рабочем
гоне), защиты от аварийных ситуаций и т. п.




































































Базовые модели
тракторов, выпускаемые в СССР по 4-му типажу (1975)


Класс, тс


Модель


Класс, тс


Модель


0,2


"Риони"


3


Т-74; ДТ-75
М Т-150; Т-150 К


0,6


Т-25;


4


Т-4А


0,9


Т-16М Т-50


5


К-701


1,4


МТЗ-80


6


Т-130


2



Т-54В



15



ДЭТ-250







Лит.: Конструкция, основы теории
и расчет тракторов, М., 1971; Гуревич А. М., Сорокин Е. М., Тракторы и
автомобили, 2 изд., М., 1974; Колёсные тракторы, М., 1974. И. Б. Барский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я