ТРАГИЧЕСКОЕ

ТРАГИЧЕСКОЕ философская и эстетич.
категория, характеризующая неразрешимый обществ.-историч. конфликт, развёртывающийся
в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческим
страданием и гибелью важных для жизни ценностей. В отличие от печального
или ужасного, Т. как вид грозящего или свершающегося уничтожения вызывается
не случайными внешними силами, а проистекает из внутр. природы самого гибнущего
явления, его неразрешимого самораздвоения в процессе его реализации. Диалектика
жизни поворачивается к человеку в Т. её патетической (страдальческой)
и
губительной стороной.


Т. предполагает свободное действие
человека, самоопределение действующего лица, так что хотя его крушение
и является закономерным и необходимым следствием этого действия, но само
действие представляет собой свободный акт человеческой личности. Противоречие,
лежащее в основе Т., заключается в том, что именно свободное действие человека
реализует губящую его неотвратимую необходимость, к-рая настигает человека
именно там, где он пытался преодолеть её или уйти от неё (т. н. трагич.
ирония). Ужас и страдание, составляющие существенный для Т. патетич.
элемент, трагичны не как результат вмешательства к.-л. случайных внешних
сил, но как последствия действий самого человека. В отличие от мелодраматического
(вызывающего жалость, "трогательного"), Т. не может быть там, где
человек выступает лишь как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Т.
родственно возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства
и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Как форма возвышенно-патетического
страдания действующего героя, Т. выходит за пределы антиномии оптимизма
и пессимизма:
первый исключается обнаруживающейся в Т. неразрешимостью
коллизии, невосполнимой утратой того, что не должно было бы исчезать, второй-
героич. активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся
с ней даже в своём поражении.


Т, имеет всегда определённое обществ.-историч.
содержание, обусловливающее структуру его художеств. формирования (в частности,
в специфич. разновидности драмы - трагедии). Т. в антич. эпоху характеризуется
известной неразвитостью личного начала, над к-рым, безусловно, возносится
благо полиса (на стороне его - боги, покровители полиса), и объективистски-космологич.
пониманием судьбы как безличной силы, господствующей в природе и
обществе. Поэтому Т. в античности часто описывалось через понятия рока
и судьбы в противоположность новоевроп. трагике, где источником Т. является
сам субъект, глубины его внутр. мира и обусловленные ими действия (У. Шекспир).


Античная и ср.-век. философия не знает
спец. теории Т.: учение о Т. составляет здесь нераздельный момент учения
о бытии. Образцом понимания Т. в др.-греч. философии, где оно выступает
как существенный аспект космоса и динамики противоборствующих начал в нём,
может служить философия Аристотеля. С точки зрения аристотелевского учения
о нусе ("уме") Т. возникает, когда этот вечный самодовлеющий
"ум" отдаётся во власть инобытия и становится из вечного временным, из
самодовлеющего - подчинённым необходимости, из блаженного - страдающим
и скорбным. Тогда начинается человеческое "действие и жизнь" (подражание
к-рым является сутью трагедии - см. "Поэтика", 1450 а; рус. пер., М., 1957),
с её радостями и скорбями, с её переходами от счастья к несчастью, с её
виной, преступлениями, расплатой, наказанием, поруганием вечно блаженной
нетронутости "нуса" и восстановлением поруганного. Этот выход ума
во власть "необходимости" и "случайности" составляет бессознат. "преступление".
Но рано или поздно происходит припоминание или "узнавание" прежнего блаженного
состояния, преступление уличается и оценивается. Тогда наступает время
трагич. пафоса, обусловленного потрясением человеч. существа от контраста
блаженной невинности и мрака суеты и преступления. Но это опознание преступления
означает вместе с тем начало восстановления попранного, происходящего в
виде возмездия, осуществляющегося через "страх" и "сострадание".
В результате наступает "очищение" страстей (катарсис) и восстановление
нарушенного равновесия "ума".


Древневост. философия, не доверяющая
свободно личному началу (в т. ч. буддизм с его обострённым сознанием
патетич. существа жизни, но чисто пессимистич. её оценкой), не разработала
понятия Т. Ср.-век. миросозерцание с его безусловной верой в божеств. провидение
и конечное спасение, преодолевающее сплетения судьбы, по существу
снимает проблему Т.: трагедия мирового грехопадения, отпадения тварного
человечества от личностного абсолюта преодолевается в искупит. жертве Христа
и восстановлении твари в её первозданной чистоте.


В эстетике классицизма и Просвещения
17-18 вв. появляются анализы трагедии как лит. жанра - у Н. Буало, Д. Дидро,
Г. Э. Лессинга, давшего мора-листич. толкование Аристотеля, Ф. Шиллера,
к-рый, развивая идеи кантовской философии, видел источник Т. в конфликте
между чувств. и нравств. природой человека ("О трагическом в иск-ве", 1792).


Вычленение категории Т. и филос. осмысление
её осуществляются в нем. классич. эстетике, прежде всего у Шеллинга
и Гегеля. По Шеллингу, сущность Т. заключается в "... борьбе свободы
в субъекте и необходимости объективного...", причём обе стороны
"... одновременно представляются и победившими, и побеждёнными -
в совершенной неразличимости" ("Философия искусства", М., 1966,
с.
400). Необходимость, судьба делает героя виновным без к.-л. умысла
с его стороны, но в силу предопределённого стечения обстоятельств. Герой
должен бороться с необходимостью - иначе, при пассивном её приятии, не
было бы свободы - и оказаться побеждённым ею. Но чтобы необходимость не
оказывалась победителем, герой должен добровольно искупить эту предопределённую
судьбой вину, и в этом добровольном несении наказания за неизбежное преступление
и состоит победа свободы.


Гегель видит тему Т. в самораздвоении
нравств. субстанции как области воли и свершения (см. Соч., т. 14, М.,
1958, с. 365-89). Составляющие её нравств. силы и действующие характеры
различны по своему содержанию и индивидуальному выявлению, и развёртывание
этих различий необходимо ведёт к конфликту. Каждая из различных нравств.
сил стремится осуществить определ. цель, обуреваема определ. пафосом, реализующимся
в действии, и в этой односторонней определённости своего содержания неизбежно
нарушает противоположную сторону и сталкивается с ней. Гибель этих сталкивающихся
сил восстанавливает нарушенное равновесие на ином, более высоком уровне
и тем самым движет вперёд универсальную субстанцию, способствуя историч.
процессу саморазвития духа.


Гегель и романтики (А. Шлегель,
Шеллинг)
дают типологич. анализ античного и новоевроп. понимания Т. Последнее
исходит из того, что человек сам виновен в постигших его ужасах и страданиях,
тогда как в античности он выступал скорее как пассивный объект претерпеваемой
им судьбы. С. Къеркегор отмечает связанное с этим различное понимание
трагич. вины в древности и новое время: в антич. трагедии скорбь глубже,
боль меньше, в современной - наоборот, поскольку боль связана с осознанием
собств. вины, рефлексией по поводу неё.


Если нем. классич. философия, и прежде
всего философия Гегеля, в своём понимании Т. исходила из разумности
воли и осмысленности трагич. конфликта, где победа идеи достигалась ценой
гибели её носителя, то в иррационалистич. философии А. Шопенгауэра
и
Ф. Ницше происходит разрыв с этой традицией, ибо под сомнение
ставится само существование к.-л. смысла в мире. Считая волю безнравственной
и неразумной, Шопенгауэр видит сущность Т. в самопротивоборстве слепой
воли, бессмысленном страдании, гибели справедливого. Ницше характеризует
Т. как изначальную суть бытия - хаотическую, иррациональную и бесформенную
("Рождение трагедии из духа музыки", 1872). В 20 в. иррационалистич.
трактовка Т. была продолжена в экзистенциализме. Согласно К. Ясперсу,
подлинно
Т. состоит в осознании того, что ".. универсальное крушение есть
основная характеристика человеческого существования" ("Von der Wahrheit".
Munch., 1947, S. 956). В духе философии жизни
Г. Зиммелъ
писал о трагич. противоречии между динамикой творч. процесса и теми
устойчивыми формами, в к-рых он кристаллизуется ("Конфликт совр. культуры",
1918, рус. пер.,< П., 1923), Ф. Степун - о трагедии творчества
как объективации невыразимого внутр. мира личности ("Трагедия творчества",
в журн. "Логос", 1910, кн. 1).


Марксизм-ленинизм дал обществ.-историч.
понимание Т., считая его объективными предпосылками антагонизмы эксплуататорского
общества, характерное для него отчуждение человека и его деятельности.
Анализируя гибель старого обществ. уклада, К. Маркс писал: "История...
проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую
форму жизни"; если "последний фазис всемирно-исторической формы есть её
комедия", то трагической Маркс считает историю старого порядка, "... пока
он был существующей испокон веку властью мира, свобода же, напротив, была
идеей, осенявшей отдельных лиц... " и "... пока старый порядок сам верил...
в свою правомерность", так что на стороне его стояло "... не личное, а
всемирно-историческое заблуждение" (Введение "К критике гегелевской Философии
права" - Маркс К. и Эгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 418). В отличие
от этого вида Т., источник ре-волюц. трагедии Маркс и Энгельс видели в
коллизии "... между исторически необходимым требованием и практической
невозможностью его осуществления" (Энгельс Ф., там же, т. 29, с. 495),
когда объективная неразвитость обществ. отношений, незрелость условий революц.
движения приводила к гибели его представителей (Т. Мюнцер, якобинцы и др.);
подобная же коллизия, по словам Маркса, "...привела к крушению революционную
партию 1848-1849 годов" (там же, с. 483).


Лит.: Фолькельт И., Эстетика
трагического, [пер. с нем.], "Педагогический сборник", 1899, [Me 1-4];
Лосев А. Ф., Диалектика художественной формы, М., 1927, с. 114-16, 240-43;
его же, История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика, М., 1975;
Борев Ю., О трагическом, М., 1961; Пинский Л., Реализм эпохи Возрождения,
М., 1961, с. 250-96; его же, Шекспир, М., 1971; Bahnsen J. F. A.. Das Tragische
als Weltgesetz und der Humor als asthetische Gestalt des Metaphysischen,
Lauenburg, 1877; Unamuno M. de, Del sentimento tragico de la vida, Madrid,
[19131; Sсhe1er M., Zum Phanomen des Tragischen, в его кн.: Vom Umsturz
der Werte, 2 Aufl., Bd 1, Lpz., 1923; Staiger E., Grundbegriffe der Poetik.
Z., 1946; Myers H., Tragedy: a view of life, Ithaca (N.Y.), [1956]; Szоndi
P., Versuch uber das Tragische, Fr./M., [1961]. См. также лит. при ст.
Трагедия.
А. Ф. Лосев.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я