ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ

ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ комплексы
функционально и пространственно взаимосвязанных предприятий торговли,
общественного питания,
бытового и др. видов обслуживания. Т. ц. строят
на участках с благоустроенной пешеходной зоной, удобными трансп. подъездами
и автостоянками; их размещение связано с трансп. системой города (с автомагистралями,
вокзалами и пр.) и, в частности, с осн. пешеходными потоками, направл.
к остановкам обществ. транспорта. Т. ц. обычно включаются в состав обществ.
центров городов и гор. р-нов, куда входят также учреждения культуры (клубы,
библиотеки), спорта и др.


Интенсивное развитие сети Т. ц. в развитых
капиталистич. странах (впервые они появились в США в 1920-30-х гг., в др.
странах - со 2-й пол. 40-х гг.) связано с концентрацией торговли
в руках крупных монополий и конкуренцией между ними на внутр. рынке, а
также с процессом децентрализации населения крупных городов, переселением
части его на окраины и в загородные зоны, развитием обществ. и особенно
индивидуального транспорта. Так, в 1973 в США насчитывалось 14,5 тыс.


Т. ц., удельный вес к-рых в розничном
товарообороте составил ок. 46%. В США (а также в Швеции, Японии, ФРГ и
др. странах) мн. Т. ц. расположены за гор. чертой, на перекрёстках
шосс. дорог, в расчёте на владельцев индивидуальных автомашин. По мощности
и характеру обслуживания амер. Т. ц. разделяются на крупные (региональные),
в состав к-рых входят от 40 до 100 магазинов, средние (промежуточные)
- 20-40 магазинов, небольшие (ближайшие) - 10-20 магазинов.
Кроме предприятий торговли и обществ. питания, в их составе имеются отделения
банка, сберегат. касса и различные предприятия бытового обслуживания. Помещения
Т. ц. сдаются в аренду гл. обр. крупным торг. компаниям. В Зап. Европе
(Великобритания, Швеция и др.) Т. ц. строятся в основном в пределах
новых жилых массивов на окраинах крупных городов в расчёте на покупателей,
пользующихся обществ. и личным транспортом, или на пешеходов. Интенсивное
развитие Т. ц. в капиталистич. странах сопровождается разорением мелких
торг. предприятий и высоким уровнем централизации финансового капитала.


В С С С Р Т. ц. делятся на Т. ц., размещаемые
в жилой зоне (микрорайонах, жилых р-нах, межмагистральных территориях,
жилых кварталах), осн. предприятием к-рых является универсам,
и Т. ц. гор. значения, осн. предприятием к-рых являются универмаги
с
крупным отделом прод. товаров ("Гастроном"). В состав Т. ц.
могут входить также отд. специализированные магазины ("Цветы", "Книги",
"Мебель" и др.). Размеры общегор. Т. ц. увязываются с типами общегор.
универмагов и численностью обслуживаемого населения.


Т. ц.- прогрессивная форма организации
торговли, обеспечивающая предоставление комплексных услуг по торг. и др.
видам обслуживания в одном месте, а также укрупнение и кооперацию предприятий
обслуживания населения, что позволяет примерно на 5-10% снизить объём капитальных
вложений по сравнению с разрозненным стр-вом объектов, входящих в состав
Т. ц. Стр-во Т. ц. в СССР началось в 1960-х гг. Т. ц. широко распространены
и в зарубежных социалистич. странах: в ГДР - в Берлине ("Ганс Лох"),
в Карл-Маркс-Штадте ("Йорк-штрасе"); в ЧССР (в Праге, Братиславе,
Пльзене, Брно, Кошице) и т. д. Развитие и размещение торг. и обществ.
центров в СССР и в др. социалистич. странах, как правило, включается в
ген. планы развития городов и рассматривается как одно из осн. направлений
дальнейшего совершенствования обслуживания населения. Илл. см. также т.
4, стр. 59.


Лит.: Серебряков С. В., Фельдман
И. М., Карташова К. К., Торговые центры, М., 1963; Торговые центры, М.,
1964; Грюн В., Смит Л., Торговые центры США, пер. с англ., М., 1966.

B.C. Волков, Н. К. Гулаков, И. Р.
Федосеева.







А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я