ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ

ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ прибыль, получаемая
от реализации товаров за счёт разницы между покупной и продажной ценами.
В условиях простого товарного производства извлечение Т. п. осуществлялось
преим. на основе неэквивалентного обмена вследствие относит. неразвитости
товарного обращения, разобщённости рынков, множественности цен на однородную
продукцию и т. п.


В капиталистич. товарном произ-ве Т.
п. выступает как часть совокупной прибавочной стоимости, создаваемой трудом
наёмных рабочих в сфере материального произ-ва и присваиваемой капиталистами,
функционирующими в торговле. На поверхности явления она представляется
результатом реализации товаров по ценам выше стоимости. В действительности
сфера обращения может быть самостоят. источником прибыли лишь в той мере,
в какой в ней продолжаются процессы произ-ва. Сам же акт обращения связан
не с самовозрастанием, а со сменой форм стоимости. Т. п. является продуктом
перераспределения прибавочной стоимости между пром. и торг. капиталистами.
Она образуется на основе действия закона ср. прибыли. На стадии реализации
произведённой продукции торговый капитал включается в процесс межотраслевой
конкуренции. Переливы капитала в поисках наиболее выгодных сфер приложения
в конечном итоге приводят к формированию 2 центров колебания рыночных цен.
Пром. капиталисты продают товары торговцам по ценам производства ниже
стоимости (по ценам произ-ва пром. капитала), а торговые - реализуют
их потребителям по конечным или действительным ценам произ-ва, сумма к-рых
равняется сумме стоимостей (см. Стоимости закон). Таким образом,
Т. п. представляет собой разницу между двумя уровнями цен произ-ва и "...сводится
к такой части всей прибавочной стоимости, которая приходится на долю торгового
капитала как соответственной части совокупного капитала, занятого в общественном
процессе воспроизводства" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2
изд., т. 25, ч. 1, с. 315).


Специализация торг. капиталистов на
обслуживании процесса смены форм стоимости способствует относит. сокращению
издержек
обращения,
а тем самым повышает массу и норму прибыли класса капиталистов
в целом. Норма Т. п. под воздействием межотраслевой конкуренции
изменяется
в соответствии с движением ср. нормы прибыли. При капитализме сохраняются
условия для увеличения Т. п. путём неэквивалентного обмена. Торг. капиталисты
искусственно вздувают цены выше стоимости на товары нар. потребления и
занижают цены на товары, приобретаемые у мелких товаропроизводителей (см.
"Ножницы цен"). При империализме торговые монополии используют
монопольные
цены
для извлечения сверхприбылей. Этим же целям служит
инфляция
и
политика перераспределения доходов в пользу эксплуататорских классов.


В социалистич. обществе социально-экономич.
природа и характер образования Т. п. качественным образом меняются. Социалистич.
торг. предприятия функционируют в рамках единого нар.-хоз. плана. Т. п.
является частью прибавочного продукта, и её образование происходит
посредством планомерного и сбалансированного отклонения цен от стоимости,
осуществляемого социалистич. гос-вом. Т. п. используется для дальнейшего
развития торговли и формирования фондов материального поощрения.
Лит.:
Маркс
К., Капитал, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, гл. 17; Ленин
В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3. А.
А. Хандруев.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я