ТОМСКИЙ

ТОМСКИЙ Николай Васильевич [р.
6(19). 12.1900, с. Рамушево, ныне в Новгородской обл.], советский скульптор,
нар.
худ. СССР (I960), действит. чл. АХ СССР (1949; президент с 1968), Герой
Социалистич. Труда (1970). Чл. КПСС с 1950. Учился в Ленинградском художеств.-пром.
техникуме (1923-27) у В. В. Лишева. Участвуя в реставрации монументально-декоративной
скульптуры в Ленинграде, Т. изучил традиции рус. школы ваяния 19
в., к-рые легли в основу его пластич. манеры. Большое место в ранний
период творчества Т. заняла работа над образом С. М. Кирова. Лучшие
произв. 1930-х гг. свидетельствуют, насколько органичными явились для него
принципы социалистич. реализма. Сочетая индивидуальное и типиче ское,
характерный
жест и законченные, тщательно моделированные формы, Т. создал образы, проникнутые
героич. пафосом [пам. С.М. Кирову в Ленинграде (бронза, гранит, открыт
в 1938, Гос. пр. СССР, 1941; илл. см. т. 19, табл. VII, стр. 32-33),
статуя "А. Бусыгин" (гипс, 1937), пам. В. И. Ленину в Воронеже (бронза,
гранит, открыт в 1940)]. Эти черты творчества Т. проявились и в
работе над произв., прославляющими героев Великой Отечеств. войны 1941-45.
Среди работ этого периода - многочисленные портреты [И. Д. Черняховского
(мрамор, 1947; Гос. пр. СССР, 1948); М. Г. Га-реева (базальт, 1947);
П. А. Покрышева и А. С. Смирнова (оба - мрамор, 1948)- все в Третьяковской
гал., И. Н. Кожедуба (бронза, 1948; Рус. музей, Ленинград), все - Гос.
пр. СССР, 1949] и памятники [И. Р. Апанасенко в Белгороде (бронза, 1944-49)
и др.].


За памятник Апанасенко, цикл монументальных
рельефов на историко-революц. темы (с соавторами; гипс, 1949), портрет
С. М. Кирова (мрамор, 1949; Третьяковская гал.) Т. получил Гос. пр. СССР
в 1950. В 1951 он выполнил скульп. портрет Н. В. Гоголя (мрамор; Третьяковская
гал., Гос. пр. СССР, 1952), а в 1952- памятник писателю для Москвы (бронза,
гранит). Как и в 1930-х гг., Т. много работает над образом В. И.
Ленина [памятники в Орле (1949-61), Вильнюсе (1952), Вологде
(1958), все- бронза, гранит, и в др. городах]. Со 2-й пол.
1950-х гг. Т. обращается к поискам более активных и выразит. форм в монументальных
композициях (пам. В. И. Ленину в Берлине, гранит, 1970; Ленинская пр.,
1972); углубляется индивидуальная характеристика модели, пластичней
становится манера лепки в портрете (портрет Д. Риверы, бронза, 1956-57,
Третьяковская гал.). Преподаёт в Моск. художеств. ин-те им. В. И.
Сурикова (с 1948; проф. с 1949, ректор в 1964-70). Пред. Моск. союза
сов. художников (1951-56). Депутат Верх. Совета РСФСР 3-го и 6-9-го
созывов. Делегат 24 - 25-го съездов КПСС. Награждён 2 орденами Ленина,
орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Илл. см. также т. 23, табл.
XXVIII, стр. 544-545.


Лит.: Парамонов А., Н. В. Томский,
М., 1953; Н. В. Томский. Каталог выставки, М., 1969; Балтун П. К., Н. В.
Томский, М., 1974. М.Л.Нейман.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я