ТОЛСТОЙ

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич [29.12.
1882 (10.1.1883), г. Николаевск, ныне г. Пугачёв Саратовской обл.,-23.2.1945,
Москва], русский советский писатель, обществ, деятель, акад.
АН СССР (1939). Отец Т.- граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница
А. Л. Востром, урожд. Тургенева. Детство на степном хуторе под Самарой,
нравств. кодекс матери, её народолюбивые взгляды оказали воздействие на
формирование личности Т. Учился в Петерб. технологич. ин-те (1901-07),
участвовал в студенч. демонстрациях. В 1905 выступил со стихами; в 1907
опубл. сб. стихов "Лирика", отмеченный подражанием символистам. В сб. прозы
"Сорочьи сказки" (1910) и кн. стихов "За синими реками" (1911)
обратился
к разработке мотивов нар. творчества. Известность Т. принесли реалистич.
рассказы и повести из жизни разоряющегося поместного дворянства (цикл "Заволжье",
1909-11), а также примыкающие к ним романы "Чудаки" ("Две жизни",
1911) и "Хромой барин" (1912), высоко оценённые М. Горьким.
В 1914- 1916 как воен. корр. газ. "Русские ведомости" Т. совершил ряд поездок
на фронт, был в Англии и Франции, опубл. серию очерков и рассказов
о войне ("На горе", 1915; "Прекрасная дама", 1916, и др.).


В пьесе "Касатка" (1916), комедиях
"Нечистая сила" (1916), "Мракобесы" (1917) и др. (всего за
творч. жизнь Т. написал 42 пьесы) подвергнуты критике разные стороны
жизни буржуазно - дворянской России. Окт. революцию 1917 Т. сначала воспринял
враждебно, в 1919 эмигрировал (Франция, потом Германия), но затем порвал
с эмигрантскими кругами и в 1923 вернулся в СССР. Любовь к Родине, к рус.
языку выразилась в поэтич. картинах повести "Детство Никиты" (1919-20,
отд. изд. 1922) - одном из наиболее гармонич. и цельных созданий Т. В творчестве
20-х и нач. 30-х гг. получила развитие критика капитализма: рассказы "Чёрная
пятница" (1924), "Союз пяти" (1925), сатирич. роман "Похождения Невзорова,
или Ибикус"(1924), науч.-фантастич. роман " Гиперболоид инженера Гарина"
(1925-27). В романе"Чёрное золото" (1931, позднее под назв. "Эмигранты")
разоблачаются
попытки империалистов задушить молодую Сов. республику. Осваивая тематику
сов. современности, Т. пишет науч.-фантастич. роман "Аэлита" (1922-23),
рассказы "Голубые города" (1925), "Гадюка" (1928) и др.


Осмысление единства судьбы личности
и движения нац. истории составляет магистральную линию творчества Т., обретает
новое содержание и размах в результате перехода писателя на позиции социалистич.
реализма. Потерянная и возвращённая Родина - внутр. тема монументальной
трилогии "Хождение по мукам" [Гос. пр. СССР, 1943; романы "Сестры" (1922,
новая ред. 1925), "Восемнадцатый год" (1927-28), "Хмурое
утро" (1940-41)]. Писатель передаёт бурное движение эпохи, напряжённый
драматизм социальной борьбы, раскрывая зависимость внутр. эволюции героев
от грандиозных событий нар. жизни. Герои трилогии - интеллигенты Даша,
Катя, Телегин, Рощин - разными путями идут к приятию обновлённой, социалистич.
Родины. К трилогии тематически примыкает повесть "Хлеб" (1937).
Особенно значительное создание Т.- историч. роман "Пётр Первый" (Гос. пр.
СССР, 1941; кн.1, 1929-30; кн. 2, 1933-34; кн. 3, неоконч., 1944-45).
Если в более ранних произв. (рассказ "День Петра", 1918; пьеса "На дыбе",
1929) Т. показывал эпоху Петра I односторонне, то роман явился масштабной
эпопеей о судьбах рус. нации в один из переломных моментов её развития.
Впечатляющие образы Петра I и др. героев, проникнутое патриотич. гордостью
изображение крепнущей мощи Рус. гос-ва, замечат. умение писателя живо воскрешать
обстановку далёкой старины, язык, близкий к нар. речи, тонко передающий
колорит эпохи,- всё это определяет художеств. ценность романа Т. как выдающегося
произв. сов. лит-ры.


К роману примыкают два варианта пьесы
"Пётр I" (1934 и 1938) и одноим. киносценарий. В 1936 опубл. кн.
для детей "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (по мотивам итал.
повести). В 1937 Т. побывал в респ. Испании, выступал на междунар.
антифаш. конгрессах в Париже, Лондоне, Мадриде. Патриотич. тема проходит
через всё творчество Т. периода Великой Отечеств. войны 1941-45, прежде
всего через его страстную воен. публицистику. В "Рассказах Ивана Сударева"
(1942-44) показаны замечат. качества сов. людей, проявившиеся в
тяжёлых испытаниях. Драматич. дилогия "Иван Грозный" ("Орёл и орлица",
1942, и "Трудные годы", 1943; Гос. пр. СССР, 1946), посв. выявлению
"дивной силы сопротивления русского народа" его врагам, страдала некоторой
идеализацией царя и опричнины. Произв. Т. переведены на мн. языки
народов СССР и иностр. языки. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Награждён
орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.


Соч.: Полн. собр. соч., т. 1 - 15,
М., 1946 - 53; Собр. соч. [Вступ. ст. В. Щербины], т. 1-10, М., 1958-61.


Лит.: Щербина В. Р., А. Н. Толстой.
Творческий путь, М., 1956; Алпатов А. В., Алексей Толстой - мастер исторического
романа, М., 1958; Крестинский Ю. А., А. Н. Толстой. Жизнь и творчество,
М., i960; Рождественская И. С. и Xодюк А. Г., А. Н. Толстой. Семинарий,
Л., 1962; Поляк Л., Алексей Толстой - художник, М., 1964; Баранов В. И.,
Революция и судьба художника. А. Толстой и его путь к социалистическому
реализму, М., 1967; Смирнова Г. М., Трилогия А. Н. Толстого "Хождение по
мукам", Л., 1969; Оклянский Ю. М., Шумное захолустье. Из жизни двух
писателей, 2 изд., Куйбышев, 1969; Русские советские писатели-прозаики.
Биобиблиографический указатель, т. 5, М., 1968.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я