ТОЛСТОЙ

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович
[24.8(5.9). 1817, Петербург,-28.9(10.10). 1875, Красный Рог, ныне Почепский
р-н Брянской обл.], граф, русский писатель. В 1836 сдал экзамен за курс
словесного отделения в Моск. ун-те. С 1834 служил в Моск. архиве Министерства
иностр. дел, затем был на дипломатич. и воен. службе; с 1843
занимал различные придворные посты. В 40-х гг. формируется талант Т.-лирика
и автора баллад. Мн. его лирические стихи (на- А. К. Толстой, печатанные
в 50- 60-е гг.) приобрели широкую популярность ("Колокольчики мои", "Ты
знаешь край, где всё обильем дышит", "Где гнутся над омутом лозы" и др.).
Первая публикация - фантастич. повесть "Упырь" (1841, под псевд. Краснорогский)
- была сочувственно встречена В. Г. Белинским. С 1854 печатал в "Современнике"
стихи и лит. пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве
с А. М. и В. М. Жемчужниковыми). В кон. 50-х гг. сотрудничал в славянофильской
"Русской беседе", затем в "Русском вестнике" и "Вестнике Европы". В 1861
Т. отдалился от двора и сосредоточился на лит. занятиях. Опубл. драматич.
поэму "Дон Жуан" (1862), ист. роман "Князь Серебряный" (1863), ист. трилогию
- трагедии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Фёдор Иоаннович" (1868),
"Царь Борис" (1870). В 1867 вышло первое собр. стихотворений Т. В последнее
десятилетие жизни писал баллады ("Роман Галицкий", "Боривой", "Илья Муромец",
"Садко" и др.), поэмы, лирич. стихи.


В произв. Т. отразилось своеобразие
его политич. и эстетич. позиции. Он ненавидел политич. гнёт, возмущался
засильем бюрократии, едко высмеивал правительств. политику и попытки замаскировать
её реакционность либеральной фразой (стихотв. сатиры "История государства
Российского от Гостомысла до Тимашева", 1868, опубл. 1883; "Сон Попова",
1873, опубл. 1882), но не сочувствовал и революц. идеям, оспаривал
революционно-демократич. эстетику (баллады "Поток-богатырь", "Порой весёлой
мая").


Осн. достоинства романа "Князь Серебряный"
- живое изображение инициативных, сопротивляющихся гнёту героев и занимательность
повествования. В драматич. трилогии Т., рисуя трагедию трёх царствований
кон. 16 - нач. 17 вв., показывает губительное воздействие неограниченной
самодержавной тирании на психологию гос. деятелей и нравы их подданных.
Значительность изображённых в трагедиях ист. конфликтов, разнообразие типич.
характеров и замечательный, тонко очерченный психологич. образ царя Фёдора
привлекают режиссёров и актёров. Постановкой "Царя Фёдора..." был открыт
в 1898 МХТ. Две первые трагедии прочно вошли в репертуар сов. театров.


Лирич. стихотворения Т. просты и задушевны.
Мн. из них представляют собой как бы психологич. новеллы в стихах ("Средь
шумного бала, случайно...", "То было раннею весной"). Т. вводил
в свою лирику элементы народно-поэтич. стиля, его стихи часто близки к
песне. Более 70 стихотворений положено на музыку рус. композиторами - Н.
А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном,
С. И. Танеевым и др. Успешно работал в области перевода (И. В. Гёте и др.).


С о ч.: Собр. соч. [Вступ. ст. и прим.
И. Ямпольского], т. 1-4, М., 1969.


Лит.: Белинский В. Г., Полн.
собр. соч., т. 5, М., 1954; Стафеев Г. И., Сердце полно вдохновенья.
Жизнь
и творчество А. К. Толстого, Тула, 1973; его же, А. К.
Толстой. Библиографический указатель, Брянск, 1969; Ямпольский И., Середина
века, Л., 1974; Lirondelle A., Le poete Alexis Tolstoi', P., 1912. Л.М.Лотман.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я