ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ

ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ (франц. fetiche
- фетиш, идол, от португ. feiti-со - колдовство, амулет), овеществление
производств. отношений между людьми в условиях товарного производства,
осн.
на частной собственности. Сущность Т. ф. состоит в том, что стихия обществ.
отношений, господствующая над людьми, внешне выступает в виде господства
над ними определённых вещей. Отсюда - мистич. отношение к товару
как
к сверхъ-естеств. силе, порождаемое товарной формой, прикрывающей зависимость
товаропроизводителей от рынка. Т. ф.- явление историческое и носит объективный
характер. Своего высшего развития он достигает при капитализме, где товарно-денежные
отношения
становятся абсолютной и всеобщей формой хоз. деятельности.
Овеществление экономич. отношений между людьми определяется особенностями
организации обществ. произ-ва, а не естественными свойствами самих вещей.
К. Маркс отмечал, что "этот фетишистский характер товарного мира порождается...
своеобразным общественным характером труда, производящего товары" (Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 82). В товарном х-ве, осн. на
частной собственности, производители действуют независимо и обособленно
друг от друга, в обстановке анархии и ожесточённой конкуренции. Продукты
их труда выступают как "...продукты не зависимых друг от друга частных
работ" (там же). Вместе с тем обществ.
разделение труда предполагает
взаимозависимость агентов товарного произ-ва. Связь между ними осуществляется
через рынок, где происходит превращение продуктов труда в товары. В этих
условиях признание обществ. характера затрат труда обособленных производителей
происходит посредством обмена одного товара на другой. Только через обмен
товарами на основе стоимости закона оказывается возможной обществ.
оценка результатов хоз. деятельности отд. товаропроизводителей. Т. о.,
экономич. отношения между людьми в условиях товарного произ-ва, осн. на
частной собственности, с необходимостью облекаются в форму обществ. отношений
между вещами. Происходит т. н. овеществление производств. отношений.


Т. ф. означает персонификацию вещей, экономич.
категорий. Капитал как производств. отношение олицетворяется в капиталисте,
а наёмный труд - в рабочем. Посредством персонификации экономич. отношений
законы капиталистич. производства проявляются через действия и волю отд.
людей и групп.


Фетишизм пронизывает все экономич. категории
капиталистич. общества. Эксплуатация человека человеком маскируется выплатой
зарплаты (см. Заработная плата при капитализме). Силой, принуждающей
рабочего к чрезмерному труду, представляются средства произ-ва, т. е. вещи,
а не класс капиталистов. Прибыль, ссудный процент, рента, будучи продуктом
эксплуатации наёмного труда, внешне выступают как порождение самих вещей:
прибыль - как продукт средств произ-ва, процент - денег, рента - земли.
Высшим проявлением Т. ф. является культ денег (см. Денежный фетишизм),
выступающих
при капитализме всеобщей формой богатства. Для преодоления Т. ф. необходимо
революц. свержение капиталистич. общества, осн. на частной собственности
на средства производства. При социализме в условиях господства обществ.
собственности на средства произ-ва отношения между людьми не вуалируются
отношениями между вещами, а носят планомерный характер, поэтому Т. ф. исчезает.
Лит.
см. при статьях Стоимость, Товар. А. А. Хандруев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я