ТИФЛОПЕДАГОГИКА

ТИФЛОПЕДАГОГИКА (от греч.
typh16s - слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая
проблемы воспитания, образования, обучения и трудовой подготовки лиц с
нарушением зрения (слепых от рождения, ослепших, частичновидящих, слабовидящих,
слепоглухих).


Первая школа для слепых открыта основоположником
Т. франц. педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже, в России -в Петербурге
в 1807. В 19 в. такие школы стали создаваться на благотворит, средства
во мн. странах. В России развитие Т. и системы образования слепых связано
с именами К. К. Грота, А. И. Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых
получали 3-4-летнее образование и ремесленную подготовку. Обучением было
охвачено 4-5% слепых детей.


В С С С Р школы для слепых уже в
первые годы Сов. власти включены в общую систему нар. образования. С 30-х
гг. организованы школы для слабовидящих. Для всеобщего обязательного обучения
слепых и слабовидящих создана сеть спец. средних и восьмилетних общеобразоват.
школ. Цели, задачи, содержание и дидактич. принципы обучения в этих школах
такие же, как и в массовых, но реализуются они с учётом специфич. особенностей
развития и обучения слепых и слабовидящих детей. В школах для слепых применяются
учебники и др. литература, изданные по рельефно-точечной системе Л. Брайля,
в
школах для слабовидящих - учебники с крупным шрифтом.


Сов. Т. строится на основе общих
принципов марксистско-ленинской педагогики и имеет целью развитие умственных
и физич. способностей детей, их общее ср. образование (овладение основами
наук), формирование материалистич. мировоззрения, воспитание коммунистич.
морали, подготовку к жизни и труду. Сов. Т. разрабатывает пути совершенствования
содержания обучения, методы и принципы организации учебно-воспитат. процесса,
структуру спец. школ и дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения,
организационные формы дифференцированного обучения и воспитания детей.
Наиболее важная задача Т.- рациональное использование и развитие в процессе
обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий
его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психич.
и физич. развитии путём специально направленной коррекционно-пед. работы,
применение технических средств обучения (см. также Тифлотехника),
коррекции
и компенсации нарушенного зрения. Ведущая роль в процессе обучения отводится
развитию мышления, речи, логич. памяти, произвольного внимания, формированию
наблюдательности, ориентации в пространстве, имеющих существ, значение
для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном
зрении.


Т. опирается на данные смежных наук
- общей педагогики, психологии, физиологич, оптики, офтальмологии, педиатрии,
школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельности, эргономики, тифлотехники.


Центр сов. Т.- НИИ дефектологии АПН
СССР. Теоретич. и практич. вопросы Т. разрабатываются также в Ленингр.
пед. ин-те им. А. И. Герцена и др. пед. ин-тах.


Науч. центры в области Т. организованы
в Великобритании, СФРЮ, ГДР, СРР, ЧССР, ФРГ, США, Швеции, Японии и др.


Лит.: Дети с глубоким нарушением
зрения, под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер, М., 1967;
Слабовидящие дети, под ред. Ю. А. Кулагина, H. Г. Морозовой и М. Б. Эйдиновой,
М., 1967; Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих, под ред. М.
И. Земцовой, М., 1969; Кулагин Ю. А., Восприятие средств наглядности учащимися
школы слепых, М., 1969; 3 е мцова М. И., Учителю о детях с нарушениями
зрения, М., 1973; Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих
школьников, "Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена", 1968, т. 344, 1970, т. 420;
Мещеряков А. И., Слепоглухонемые дети, М., 1974. М. И. Земцова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я