ТИРСО ДЕ МОЛИНА

ТИРСО ДЕ МОЛИНА (Tirso de
Molina) [псевд.; наст, имя и фам. Габриель Т е л ье с (Tfllezfi
(1571 или ок. 1583, Мадрид,-12.3.1648, Сория), испанский драматург.
Учился в ун-те Алькала-де-Энарес. Занимал высокие посты в монашеском ордене
мерсенариев, с 1632 - его историограф. Первая опубл. книга - "Толедские
виллы" (1621)-по жанру близка к пасторальному роману и включает наряду
с обрамляющим действием несколько новелл и три пьесы (в т. ч. "Стыдливый
во дворце", написана в 1605-06). Своеобразной "благочестивой" антитезой
ей является сб. "Услаждать, принося пользу" (1635). В 1627-1636 Т. де М.
выпустил 5 сб-ков пьес; в предисл. к 3-му указывалось, что им написано
400 пьес (сохранилось ок. 90). Принадлежность ему ряда пьес остаётся недоказанной.


Тирсо де Молина.


Т. де М. писал пьесы на историч.
("Счастливый жребий дона Альваро и несчастная судьба Руй Лопеса д'Авалоса",
1615-21, изд. 1635; "Мудрость женщины", 1630-33, изд. 1634, и др.),
библейские ("Месть Фамари", "Что больше, то и меньше", 1614, изд. 1627,
и др.) и агиографич. (трилогия о св.Хуане) сюжеты, религиознофилос.
драмы [наиболее известная -"Осуждённый за недостаток веры", 1614-15(?),
изд. 1634], ауто, а также комедии, в к-рых характерная для комедий "плаща
и шпаги" интрига (классич. образец-"Дон Хиль зелёные штаны", 1615, изд.
1635) сочетается с глубоким психологизмом (напр., "Ревнивая к себе
самой"). Т. де М. развивал принципы ренессансной драмы Л. Ф. де
Вега
Карпьо.
Вместе с тем в его творчестве, принадлежащем уже эпохе барокко,
отразилось крушение гуманистич. веры в человеческую природу, разочарование
в любви как возвышенном и облагораживающем душу человека чувстве и чести,
понимаемой как безусловное подчинение голосу обществ, мнения. В пьесах
Т. де М. воплотилось представление о недостоверности, театральности и обманчивости
всего сущего. Наблюдая всеобщий социальный разлад и упадок нравов в Испании,
в целях утверждения нравств. сознания Т. де М., как и мн. его современники,
обращался к религии. Наиболее известная его драма - "Севильский озорник,
или Каменный гость" [1619-20(?), изд. 1630], в основе которой -
нар. предание о молодом повесе, оскорбившем мертвеца и жестоко поплатившемся
за святотатство. Герой пьесы дон Хуан Тенорио открывает галерею образов
Дон
Жуана
в мировой лит-ре. В интерпретации Т. де М. он -скептик, наделённый
разрушительным умом, отрицающий всякую мораль и движимый исключительно
эгоистич. побуждениями. В России Т. де М. стал популярным с кон. 19 в.


С о ч.: Obras dramaticas completes,
t. 1 - 3, Madrid, 1946-58; Obras, Madrid, [1970] (Biblioteca de autores
espanoles, v. 236); в рус. пер.- Комедии, [вступ. ст. В. Силюнаса], т.
1-2, [М., 1969]; Толедские виллы,[предисл. H. Томашевского, М.,
1972].


Лит.: Кржевский Б. А., Статьи
о зарубежной литературе, М.- Л., 1960; N о иg и ё A., L'oevre en prose
de Tirso de Molina, Toulouse, [1962]; Maurel S., L'univers dramatique de
Tirso de Molina. These, [P.], 1971. С. И. Ерёмина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я