ТИНТОРЕТТО

ТИНТОРЕТТО (Tintoretto; собств.
Р обусти, Robusti), Якопо (29.9.1518, Венеция,-31.5.1594, там же),
итальянский живописец венецианской школы. Учился, возможно, у Бонифацио
Веронезе или Париса Бордоне, а также у Тициана. Испытал влияние
А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто.
С 1539 работал самостоятельно, В совершенстве владея рисунком, умением
передавать сложные ракурсы, драматич. световые эффекты, разнообразные мотивы
движения, Т. уже в ранних работах ("Рождение Иоанна Крестителя", кон. 1540-х
гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художеств, исканий
намного опередил современников. Виртуозно передающая удивление и восторг
толпы картина "Чудо св. Марка" (1548, Гал. Академии, Венеция) показывает
Т. вполне сложившимся мастером. В 50-60-х гг. 16 в. окончательно складывается
индивидуальный стиль Т. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную
реакцию людей на события, прибегает к головокружительным пространственным
построениям. Т. любит асимметрич. разорванные композиции с прорывами в
глубину, использует мощные световые эффекты; чистые, сияющие краски,
характерные для ранних произв. Т., всё более утрачивают свою яркость, обретая
большую эмоциональную напряжённость ["Введение Марии во храм", ок. 1555,
церковь Санта-Мария дель Орто, Венеция; "Спасение Арсинои", Картинная галерея,
Дрезден; 3 картины на темы легенды о св. Марке, 1562-64, Гал. Академии,
Венеция и Гал. Брера, Милан (илл. см. т. 11, табл. IV, стр. 48-49)].
Гл. его работа - цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88),
в к-рой Т. дал глубоко демократич. истолкование христианской легенды. Особое
внимание он уделял здесь изображению народа ("Поклонение пастухов", "Крещение"
и др.), пейзажу, к-рый у него нередко растворяет в себе человеческую
фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений
("Бегство в Египет" и др.). Остроэмоциональны по замыслу батальные
композиции Т. ("Битва при Заре", ок. 1585, Дворец дожей, Венеция) и
отличающаяся феерическими световыми эффектами "Тайная вечеря" в церкви
Сан-Джордже Маджоре в Венеции (1592-94). Особняком в позднем творчестве
Т. стоят росписи зала, т. н. антиколледжо Дворца дожей (1578), полные
мягкой музыкальности и грации. Т. писал также портреты, лучшие из к-рых
предвосхищают своим тонким психологизмом иск-во Рембрандта.


Проникнутое бунтарским духом творчество
Т. ярко отражало идейные, в частности религ., брожения 2-й пол. 16 в. и
отвечало запросам демократич. масс, до к-рых докатились отголоски Реформации.
Т. немало заимствовал из иск-ва маньеризма (контрапосты, мотивы
винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была
чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. С художниками барокко
его
связывают живописный пафос и "бесконечность" пространственных построений.
Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают
его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом
искусства позднего Возрождения.


Илл. см. на вклейках - к стр. 473
и табл. XXXIII (стр. 560-561).


Лит.: Виппер Б. Р., Тинторетто,
М., 1948; Tietze H., Tintoretto, L., 1948; Newton E., Tintoretto, L., [1952].
В.
H. Лазарев.



Я. Т и н т о р е т т о. Автопортрет.
Ок. 1590. Лувр. Париж,




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я