Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ системы,
комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки
информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По
функциональному назначению Т. с. о. обычно делят на три осн. класса: информационные,
контролирующие и обучающие.


К информационным относятся в основном
аудиовизуальные Т. с. о.: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение,
статич.
диапроекция (см. Диаскоп, Эпидиаскоп), лингафонное оборудование
(см. Лингафонный кабинет). Эти средства используются как для предъявления
учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций),
так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах
учебной деятельности. Аудиовизуальные Т. с. о. могут быть успешно использованы
также и при самостоят, обучении. В качестве информац. Т. с. о. могут применяться
электронные вычислительные устройства.


Контролирующие Т. с. о. предназначены
для определения степени и качества усвоения уч. материала. Такие устройства
используются во всех фазах уч. цикла. Контроль - неотъемлемая часть процесса
обучения, он выполняет функции обратной связи между обучаемым и преподавателем.
Осн. формы контроля, реализуемые с помощью контролирующих Т. с. о.,- текущий
контроль усвоения учащимися нек-рого объёма уч. материала и итоговый контроль
на определённой стадии уч. процесса. Контролирующие Т. с. о. бывают индивидуальные
и групповые и различаются по типу обучающих программ и методам ввода
ответа обучаемого. Такие Т. с. о. бывают различной сложности: от простейших
карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных электронных
контролирующих автоматов и ЭВМ включительно. В наиболее совершенных контролирующих
устройствах используются разветвлённые обучающие программы с конструируемым
ответом. При автоматизированном контроле качества усвоения материала преподаватель
в значит, степени освобождается от трудоёмких операций, присущих обычным
методам опроса, что даёт ему возможность уделять больше внимания творческим
аспектам обучения и индивидуальной работе с учащимися. Контроль становится
более регулярным, достоверным, экономным (с точки зрения затрат времени).
В высших и средних уч. заведениях используются классы или аудитории, оснащённые
контролирующими устройствами (см. Автоматизированного обучения класс),
с
помощью к-рых преподаватель имеет возможность управлять процессом контроля
и получать необходимые статистические данные о качестве усвоения уч. материала.


Дидактич. возможности обучающих,
так же как и контролирующих Т. с. о., определяются степенью совершенства
программ, к-рые в них реализуются. Программа и Т. с. о. органически взаимосвязаны
и дополняют друг друга. Какими бы совершенными ни были Т. с. о., без соответствующей
программы, разработанной на основе принципов теории обучения и с учётом
достижений в области изучаемого предмета, они утрачивают свою ценность
в дидактическом плане и становятся малоэффективными при контроле знаний.
В то же время любая совершенная обучающая программа требует для своей реализации
устройства с высокими технич. данными. Наиболее полно требованиям, предъявляемым
к Т. с. о., удовлетворяют автоматизированные обучающие системы (АОС).
АОС - функционально взаимосвязанный набор подсистем учебно-методич., информац.,
математич. и инж.-технич. обеспечения на базе средств вычислительной техники,
предназначенный для оптимизации процессов обучения в различных его формах
и работающий в диалоговом режиме коллективного пользования. АОС дают возможность
использовать быстродействие ЭВМ, её способность хранить большое кол-во
информации, логич. возможности, дистанционный доступ к информац. массивам,
возможность накапливать и обрабатывать статистич. материал об уч. процессе
с требуемым уровнем обобщения. Применение АОС в уч. процессе позволяет
решить ряд фундаментальных проблем педагогики, основные из к-рых
- индивидуализация обучения в условиях массовости образования; развитие
творческой активности и способностей учащихся к познават. деятельности;
унификация учебно-методического материала в связи с открывшейся возможностью
"тиражирования" опыта лучших преподавателей. Оснащение уч. рабочего места
устройством отображения информации (см. Отображения информации устройство)
на
электроннолучевой трубке (дисплеем) позволяет организовать диалог с ЭВМ,
близкий к еетеств. форме общения учащихся с преподавателем.


Комплексное использование Т. с. о.
всех видов создаёт условия для решения осн. задачи обучения - улучшения
качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями совр. научно-технич.
прогресса (см. также Учебное оборудование).


Лит.: МолибогА. Г., Вопросы
научной организации педагогического труда в высшей школе, М., 1971; Карпов
Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд.,
М., 1972. H. Ф. Краснов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я