ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА науч.
дисциплина, изучающая социально-культурные, технич. и эстетич. проблемы
формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности
человека средствами пром. произ-ва. Составляя теоретич. основу дизайна,
Т.
э. изучает его обществ, природу и закономерности развития, принципы и методы
художественного конструирования, проблемы проф. творчества и мастерства
художника-конструктора (дизайнера).


Осн. разделы Т. э.- общая теория
дизайна и теория художеств, конструирования. Общая теория дизайн а изучает
его социальную сущность, условия возникновения, историю, совр. состояние
и перспективы развития, взаимосвязь дизайна с искусством, техникой и
культурой в целом, вопросы эстетики предметной среды; она также
формулирует требования Т. э. к пром. продукции, определяет методы комплексной
оценки и прогнозирования технико-эстетич. показателей качества пром. продукции,
а также принципы формирования оптимального ассортимента товаров, отвечающего
задачам создания гармоничного предметного мира. Теория художественного
конструирования устанавливает место художеств, конструирования в общей
структуре процесса проектирования, его типологич. особенности, исследует
закономерности творческого мышления художника-конструктора и определяет
средства и методы его проф. деятельности. Существенной её частью является
теория формообразования и композиции промышленных изделий. Законы формообразования
раскрывают связи формы изделия с его конструкцией, материалом, технологией
изготовления, функцией, выявляют историч. тенденции изменения формы и стиля
изделия. Теория композиции исследует закономерности и проф. методы
создания целостной, гармоничной формы. Осн. категории композиции: объёмно-пространств.
структура, тектоника, пластика (пластичность), средства гармонизации
(пропорции,
ритм, контраст,
нюанс). На основе анализа проектно-конструкторской
деятельности разрабатывается методика художественного конструирования,
служащая руководством для практич. работы. Методика содержит описание принципов
и средств проф. творческой деятельности художника-конструктора, форм представления
проектов, опыта выполнения образцовых работ. Особый раздел Т. э. составляет
разработка основ художественно-конструкторского образования: пропедевтических
курсов (см. Художественное образование), содержания и структуры
учебных дисциплин, методики развития проф. мышления и навыков.


Тесная связь Т. э. с социальной практикой
приводит к тому, что статус этой дисциплины оказывается весьма различным
в разных социальных условиях. Совр. капиталистич. общество, с одной стороны,
вынуждено развивать Т. э. и использовать её достижения, т. к. они непосредственно
влияют на конкурентоспособность практически всех отраслей пром-сти. С др.
стороны, стихийный характер буржуазной экономики ставит непреодолимые препятствия
на пути последовательного и планомерного использования данных Т. э., а
законы рекламы нередко толкают художественно-конструкторскую мысль к созданию
вещей, в к-рых модный внешний вид скрывает устаревшую конструкцию. В противоположность
этому, при социализме Т. э. играет важную роль в создании наилучших условий
труда, быта и отдыха людей, в воспитании гармонически развитого человека,
его коммунистич. отношения к материальным, культурным и эстетич. ценностям.
Т. э. непосредственно участвует в формировании условий, при к-рых "художественное
начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека"
(Программа КПСС, 1976, с. 130).


Формирование условий для возникновения
дизайна и его теории связано с эпохой разделения и обособления сфер техники
и искусства, с распадом ремесленного и становлением пром. произ-ва. При
этом предметный мир постепенно утрачивал единство, становился всё более
разнородным и эклектичным: художеств, ценность признавалась лишь за произв.
искусства, технич. функция закреплялась за продуктом пром. произ-ва. Однако
на рубеже 19-20 вв. возникает представление о собственной красоте машин
и технич. сооружений. Одновременно осознаётся необходимость упорядочения
и перестройки всего предметного мира на основе принципов гармонизации.
Под влиянием этих идей во мн. странах зародилось движение за единство искусства
и техники, возникли художественно-пром. союзы, сформировались творческие
группы и школы (напр., Немецкий Веркбунд, Австрийский Веркбунд и
др.).


В широком социальном плане проблемы
Т. э. впервые были осмыслены и получили глубокую и чёткую разработку после
Великой Октябрьской социалистич. революции. Большое внимание Сов. гос-ва
к этим проблемам нашло отражение, напр., в постановлении ВСНХ от 16 октября
1920 о создании при ВСНХ Художественно-производств. комиссии, на к-рую
возлагалось руководство всей художеств, деятельностью в пром-сти. С организацией
Высших гос. художественно-технич. мастерских (Вхутемас) развернулась
деятельность "производственников" (см. Производственное искусство),
ставивших
своей целью слить иск-во с произ-вом, перестроить жизнь по законам красоты
(худ. В. Е. Татлин, А. М. Родченко, Л. М.
Лисицкий, арх.
М. Я. Гинзбург, братья Веснины и др.). Одновременно
велись исследования в области научной организации труда
(А. К. Гостев),
закладывались основы эргономики. В последующие годы по мере
развития отечеств, индустрии теоретич. представления об использовании методов
художеств. конструирования в пром-сти обогащались опытом работ в области
судостроения, автомобилестроения, ж.-д. транспорта и др. отраслей.


За рубежом крупнейшим н.-и. и идейно-педагогич.
центром Т. э. в 20-30-е гг. стал "Баухауз*, возглавлявшийся В. Гропиусом,
X.
Мейером и Л. Мис ван дер РОЭ. После прихода к власти в Германии
фашизма "Баухауз" был закрыт. Почти все его основатели эмигрировали в разные
страны; науч. разработка проблем Т. э. велась лишь отд. исследователями.
В послевоен. период разработка вопросов Т. э. возобновилась в Улъмской
высшей школе художественного конструирования
(ФРГ), Королевском
колледже искусств (Великобритания), в ряде ун-тов США.


Теоретич. поиски 20-х гг. во многом
предвосхитили совр. развитие Т. э. Однако становление её как самостоятельной
науч. дисциплины, тесно связанной с запросами практики, происходит лишь
в 60-е гг. В этот период в СССР формируется гос. система организации художеств,
конструирования, включающая Всесоюзный н.-и. ин-т технич. эстетики (ВНИИТЭ),
его филиалы, отраслевые спец. художественно-конструкторские бюро (СХКБ),
подразделения художеств, конструирования на пром. предприятиях, в проектных
и н.-и. орг-циях. В результате формирования этой системы не только расширился
объём исследований, но и произошли существенные качеств, изменения в области
художеств, конструирования. Его объектом всё в большей мере становятся
не отд. предметы, а системы вещей, сложные связи между ними и целыми группами
людей. Это поставило перед Т. э. задачи межотраслевого характера, потребовало
системного подхода к исследуемым проблемам.


Ведущие орг-ции по Т. э. социалистич.
стран, в т. ч. и СССР, являются членами Междунар. совета орг-ций по художеств,
конструированию (ИКСИД). В СССР вопросы Т. э. освещаются в информац. бюллетене
"Техническая
эстетика"
и др. спец. изданиях, за рубежом - в журналах "Промишлена
естетика" (София, с 1969), "Wiadompsci" (Warsz., с 1958), "Design v teori
a praxi. Bulletin" (Praha, c 1969), "Industrijsko oblikovanje i marketing"
(Beograd, c 1971), " Form + Zweek > (В., c 1969), "Forms. (Opladen, c 1957),
"Form" (Stockh., c 1905), "Design Industrie" (P., c 1952), "Design" (L.,
c 1949), "Industrial Design" (N. Y., c 1954) и др.


Лит.: Вопросы технической
эстетики. Сб. ст., в. 1 - 2, М., 1968-70; Основы технической эстетики.
Расширенные тезисы, М., 1970; Труды ВНИИТЭ. Техническая эстетика, в. 1
- 9, М., 1971 - 75; Б е ген а у 3. Г., Функция, форма, качество, пер. с
нем., М., 1969; Нельсон Д ж., Проблемы дизайна, пер. с англ., М., 1971;
Archer L. В., Techno ogical innovation - a methodology, L., 197"!; Dorfles
G., Introduzione al disegno industriale. Linguaggio e storia della produzione
di serie, Torino, 1972; М a 1 d onado Т., Avanguardia e razional.ta. Articoli,
saggi, pamphlets 1946-1974, Torino, 1974; Nob let J., Design. Introduction
a 1'histoire de 1'evolution des formes industrielles de 1820 a aujourd'hui,
P., 1974. Ю. Б. Соловьёв.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я