ТЕСТ

ТЕСТ (англ, test - проба,
испытание, исследование) в психологии и педагогике, стандартизированные
задания, результат выполнения к-рых позволяет измерить психофизиологич.
и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.


Т. начали применяться в 11364 Дж.
Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретич. основы
тестирования были разработаны англ, психологом Ф. Гальтоном (1883):
применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистич.
обработка результатов, выделение эталонов оценки. Термин "Т." впервые ввёл
амер. психолог Дж. Кеттелл (1890). Предложенная им серия из 50 Т.
фактически представляла программу определения примитивных психофизиологич.
характеристик, базирующихся на наиболее разработанных в то время психологич.
экспериментах (напр., измерение силы правой и левой рук посредством динамометра,
скорости реакции на звук, и т. д.). Франц. психолог А. Бине применил
принципы тестологич. исследований к высшим психич. функциям человека: в
его серию Т. (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления,
внимания, эстетич. и этич. чувства и т. д. Нем. психолог В. Штерн ввёл
коэффициент
интеллектуальности
(1911).


В нач. 20 в. начинают разграничиваться
психологич. и педагогич. направления в разработке Т. Первый стандартизированный
педагогич. Т. был составлен амер. психологом Э. Торндайком.
Развитие
тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию
и педагогику матем. методов; амер. психолог К. Спирмен разработал осн.
методы корреляционного анализа для стандартизации Т. и объективного измерения
тестологич. исследований. Статистич. методы Спирмена (в частности, применение
факторного
анализа)
сыграли большую роль в дальнейшем развитии Т. Значит, распространение
Т. получили в психотехнике для проф. отбора.


Наибольшее развитие тестологич. исследования
получили в США (напр., за время 2-й мировой войны 1939-45 при мобилизации
в армию было тестировано ок. 20 млй. чел.). В СССР начало составления
и применения Т. относится к 1920-м гг. В 1926 была опубликована первая
серия Т. для школ. Однако отождествление принципов тестирования с педологич.
теорией и практикой (см. Педология) привело к серьёзным ошибкам
в тестологич. исследованиях, что и было отражено в постановлении ЦК ВКП(б)
(4 июля 1936) "О педологических извращениях в системе наркомпросовк


Системы Т. базируются на самых различных
теоретич. представлениях (напр., в США-на базе бихевиоризма, гештальтпсихологии,
неофрейдизма
и т: д.). Однако составление Т. строится по единой схеме:
определение целей Т., составление Т. в черновом виде, апробация Т. на репрезентативной
выборке испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений
(на основе качеств, соображений и статистич. обработки результатов) и правил
интерпретации результатов. Качество Т. определяется по таким характеристикам,
как надёжность, валидность (соответствие полученных результатов цели тестирования),
дифференцирующая сила заданий и др. Практич. использование Т. связано гл.
обр. с диагностированием ' личностных характеристик человека, выражаемых
через количеств, показатели. Прогнозирование развития личности породило
особый вид Т., основывающихся гл. обр. на методах глубинной психологии,-
проективные
Т. (напр., тесты Роршаха).


В СССР получили распространение Т.
для целей профотбора, психопатологич. диагностики, для установления потенциальных
психофизиологич. возможностей человека в отд. видах спорта и т. д.; начинают
проводиться тестологич. обследования для проверки знаний, умений и навыков
учащихся.


В физиологии и медицине Т. используются
для изучения различных физиол. процессов организма (секреторных, моторных
и др.), а также для определения функционального состояния отдельных органов,
тканей и организма в целом(напр., возбудимости отд. мышц, нервов,
дыхат. функции лёгких и т. д.). Лит.: Бине А.,СимонТ., Методы измерения
умственной одаренности, пер. [с франц.], [X.], 1923; Саймон Б., Английская
школа и интеллектуальные тесты, [пер. с англ.], М., 1958; Гилфорд Д ж.,
Три стороны интеллекта, в сб.: Психология мышления. Сб., пер. с нем. и
англ., М., 1965; Экспериментальная психология, сост. П. Фресс и Ж. Пиаже,
пер. с франц., М., 1966; Цатурова И. А., Из истории развития тестов в СССР
и за рубежом, Таганрог, 1969; Gallon F., Inquiries into human faculty and
its development, L., 1883; Cattell I. Me. Keon, Mental tests and measurements,
L., 1890; The measurement of intelligence, N. Y., 1927; C r о п bach L.
J., Essentials of psychological testing, 2ed., N. Y., 1960; A п a s t a
s i A., Psychological testing, 3 ed., L., 1969. В. С. Акимов, H. Г.
Алексеев.
Т. в технике: 1)в вычислительной технике, специально подобранная
задача, предназначенная для проверки правильности функционирования ЦВМ,
а также небольшие подпрограммы и наборы исходных данных, служащие для проверки
правильности программ, составленных с целью реализации на ЦВМ к.-л. алгоритмов.
Т.-программы наз. отладочными, их строят обычно так, чтобы можно было контролировать
работу всей программы либо отд. её частей. Нек-рые Т. одновременно являются
и диагностическими, т. е. используются для определения местоположения и
характеристики неисправности оборудования или обнаружения ошибок в программе.
2) В распознавании образов, множество связанных определёнными функциональными
зависимостями признаков, характеризующих образ (класс). Т. применяются
во мн. диагностич. задачах (напр., поиска неисправностей в электрич. схемах,
медицинской диагностики), в задачах распознавания геометрич. образов и
др.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я