ТЕПЛОВОЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕПЛОВОЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ двигатель
внутр. сгорания (дизель), устанавливаемый на тепловозе. Отличие
Т. д. от стационарных и судовых двигателей состоит в разнообразии режимов
работы и частой их смене, что обусловлено различной массой поездов, переменным
профилем пути, остановками, разными климатич. условиями (напр., темп-ра
воздуха изменяется от -50 до 45 °С) и др. причинами. Удельный эффективный
расход топлива Т. д. 204-230г/(квт-ч) [150-170 г/(л. с.-ч)].
Мощность Т. д. магистральных тепловозов достигает 4400 кет (=6000
л.
с.),
наблюдается тенденция к росту мощности до 6000 кет ("8100
л.
c.). Т. д. присуща высокая степень форсирования по ср. эффективному
давлению 1,6--2,0 Ми/м2= 16-20 кгс/см2)]. Удельная масса (в пересчёте
на эффективную мощность) 3,3-22 кг/кет (2,4-16
кг/л. c.).
Макс, частота вращения коленчатого вала 750-1500 об /мин. В зависимости
от мощности на Т. д. расположены 6-20 цилиндров в 1-2 ряда или V-образно.
Отношение хода поршня к диаметру цилиндра 0,9-1,4. Цилиндровую мощность
повышают в основном путём увеличения давления наддува
до 0,3 Мн/м2
(3 кгс/см2) и промежуточного охлаждения наддувечного
воздуха. На маневровых тепловозах устанавливают Т. д. мощностью 550-1400
кет (750-2000 л. с.).
Т. д. характеризуются высокой степенью
автоматизации, осуществляемой регуляторами частоты вращения и мощности,
регуляторами темп-ры воды и масла, устройствами защиты от ненормальных
режимов эксплуатации. Продолжительность работы Т. д. до первого капитального
ремонта - до 35 тыс. ч, что соответствует пробегу до 1,2 млн. км.
Лит.: Тепловозные двигатели внутреннего сгорания и газовые турбины,
3 изд., М., 1973. В. А. Дробинский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я