ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ (греч. theologia,
от theos -бог и logos - слово, учение), богословие, совокупность
религ. доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистич.
умозрения
на основе текстов, принимаемых как божеств, откровение. Одна из предпосылок
Т.- концепция личного бога, сообщающего непреложнее знание о себе через
своё "слово", почему Т. в строгом смысле возможна только в рамках теизма
или хотя бы в русле теистич. тенденций. Вторая предпосылка Т.- наличие
достаточно развитых форм идеалистич. философии; основные филос.
истоки
традиционной Т. христианства, иудаизма и ислама - учения Платона, Аристотеля
и неоплатонизма. Хотя Т. не может обойтись без филос. понятийного
аппарата (ср. неоплатонич. термин "единосущный" в христ. "символе веры"),
она по сути своей отлична от философии, в т. ч. и от религ. философии.
В пределах Т. как таковой филос. мышление подчинено гетерономным основаниям:
разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная)
роль,
он принимает некритически и только разъясняет "слово божие". Т. авторитарна;
в этом смысле она является отрицанием всякой автономной мысли, в т. ч.
философии. В патристике складываются как бы два уровня: нижний уровень
-филос. спекуляция об абсолюте как о сущности, первопричине и цели всех
вещей (то, что называл Т. ещё Аристотель -синоним "первой философии ",
или "метафизики"); верхний уровень - не постигаемые разумом "истины
откровения". В эпоху схоластики эти два вида Т. получили обозначение
"естественной Т." и "богооткровенной Т.". Такая структура Т. наиболее характерна
для традиц. католич. доктрин. Перенос акцента на мистико-аскетич.
"опыт", запечатленный в "предании", определяет облик православной Т.: единое
"предание" не позволяет ни честсственной Т.", ни библеистике вычлениться
из своего состава. Протестантская Т. иногда тяготела к отказу от понятия
"естественной Т."; в 20 в. такие тенденции стимулировались влиянием экзистенциализма,
а также стремлением вывести Т. из плоскости, в к-рой возможно столкновение
с результатами естественнонауч. исследований и с филос. обобщениями этих
результатов. Именно по вопросу о понятии "естественной Т." резко разошлись
ведущие представители диалектической теологии- К. Барт и
Э. Бруннер.


Догматич. содержание Т. понимается
как вечное, абсолютное, не подлежащее какому бы то ни было историч. изменению.
В наиболее консервативных вариантах Т., особенно в католич. схоластике
и неосхоластике, ранг вневременной истины дан не только "слову божию",
но и осн. тезисам "естественной Т.": рядом с "вечным откровением" встаёт
"вечная философия" (philosophia perennis). На переходе от средневековья
к новому времени оппозиц. мыслители подвергались преследованиям не только
и не столько за несогласие с Библией, сколько за несогласие со схоластически
истолкованным Аристотелем. Однако перед лицом смены социальных формаций
и культурных эпох Т. вновь и вновь сталкивается с проблемой: как ей обращаться
к меняющемуся миру, чтобы на языке неизменных догматич. формул выразить
новое содержание. Консерватизм грозит полной изоляцией от обществ, развития
на совр. этапе, превращением в духовное "гетто", модернизм, связанный с
"обмирщением" религии - разрушением её основных устоев. В истории христианства
чётко проявляется систематически возвращающаяся необходимость "осовременивания"
церковной мысли и практики. Подобные тенденции есть также в истории Т.
всех вероисповеданий. Совр. кризис Т. несравнимо глубже, чем какой-либо
из предшествовавших кризисов; под вопрос поставлены не только тезисы Т.,
оспаривавшиеся вольнодумством и атеизмом былых эпох, но и казавшиеся вечными
предпосылки в обществ, сознании и обществ, психологии.


Т. невозможна вне социальной организации
типа христ. церкви и иудаистской или мусульманской общины, понятие "слова
божия" теряет смысл вне понятия "народа божия" как адресата "слова". Это
выражено в словах Августина: "я не поверил бы и евангелию, если бы меня
не побуждал к тому авторитет вселенской церкви". Попытка протестантизма
отделить авторитет Библии от авторитета церкви не смогла до конца лишить
Т. её институционального характера как вероучения, обращённого от тех,
кто "поставлен" в церкви учить членов церкви, к этим поучаемым. Связь с
прагматич. нуждами церкви как организации порождает многообразие дисциплин
Т. В традиции рус. православия принята такая классификация этих дисциплин:
"основное" богословие излагает и защищает в апологетич. спорах с иноверными
и неверующими нек-рую сумму исходных тезисов, "догматическое" - развёртывает
и уточняет систему догматов, "нравственное" -даёт программу этич. поведения
члена церкви, "обличительное", или "сравнительное",- доказывает преимущество
православия сравнительно с др. христ. вероисповеданиями, наконец, "пасторское"
- ведает практич. вопросами деятельности священника; к нему примыкают "литургика"
(теория богослужения), "гомилетика" (теория проповеди), "каноника"
(теория церк. права).


Сущность Т. как мышления внутри церк.
организации и в подчинении её авторитетам делает Т. несовместимой с принципами
автономности филос. и науч. мысли. Поэтому начиная с эпохи Возрождения
не
только материалистическая, но и нек-рые направления идеалистич. философии
формировались в более или менее антагонистич. отталкивании от Т. и создали
богатую традицию её критики. Эразм Роттердамский критиковал Т. как
сухую и скучную игру ума, становящуюся между человеческой личностью и евангельской
"философией Христа". Бурж. прогресс стимулировал подчёркивание практич.
бесполезности теологич. умозрения; этот мотив ярко представлен у Ф. Бэкона
и энциклопедистов. Критика Т. обосновывалась также критикой Библии как
основы Т.; классиком такой критики был уже Спиноза. Новый уровень
антитеологич. мысли был достигнут Л. Фейербахом, поставившим вопрос
о Т. как отчуждённой (см. Отчуждение) форме человеческого сознания
и систематически истолковавшим теологич. образ бога как негативный и превращённый
образ человека. Однако нарисованная Фейербахом драма передачи человеком
своих полномочий богу как своему отрицанию разыгрывается вне социально-экономич.
условий. Исходя из совершенно нового взгляда на социально-экономич. обусловленность
религии и Т., марксизм преодолел отвлечённость фейербахианства, а с ним
и непоследовательность всей предыдущей критики Т. Подытоживая наследие
наиболее непримиримой критики Т. со времён Просвещения, марксистский
атеизм
анализирует теологич. построения как отражения исторически конкретных
антагонистич. социальных отношений, подчиняющих человека нечеловеческому
началу. См. также Религия и лит. при этой статье. С. С. Аверинцев.



TEОH из Смирны (Theon),
греческий математик 2 в. Автор труда "О математических знаниях, необходимых
для чтения Платона", к-рый и до наших дней является источником для изучения
др.греч. математики.


Соч.: Theonis smyrnaei philosophi
platonici expositio rerum mathematicarum ad legendum Platonem util.um.
Recensuit E. Hiller, Lipsiae, 1878.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я