ТЕАТРОВЕДЕНИЕ

ТЕАТРОВЕДЕНИЕ наука, изучающая
теорию и историю сценич. иск-ва. Как самостоят, наука сформировалась в
20 в. в связи с общим подъёмом театр, иск-ва. Т.- одна из общественных
наук, связанная с историей культуры и быта, философией, социологией, эстетикой,
психологией и др.


Предмет Т.- все компоненты театра:
драматургия, актёрское, режиссёрское и декорационное иск-ва, театр, архитектура,
театр, образование, организация театр, дела, зритель. До кон. 19 в. оно
носило преим. "филологич." характер, гл. предметом исследования была драматургия
и иск-во актёра. На рубеже 19 и 20 вв., когда театр переживал революц.
ломку, предмет Т. резко расширился, исследованию подверглись режиссура,
техника сцены.


Зарождение науки о театре относится
к эпохе Др. Греции и Рима. Осн. теоретич. труд, обобщающий творчество антич.
поэтов и драматургов, принадлежит Аристотелю. Его "Поэтика", в к-рой сформулированы
осн. положения теории драмы и сценич. иск-ва, оказала большое влияние на
формирование эстетич. мысли. Возникновение и развитие теории и истории
театра в странах Зап. Европы связано с высоким уровнем театр, иск-ва эпохи
Возрождения. Первые историч. и теоретич. работы о сценич. иск-ве появились
в конце 16 в. во Франции, Англии и Германии.


Систематич. изучение истории и теории
театра началось в 17 в., когда появились первые театроведч. исследования:
Р. Флекно, создавшего первый очерк истории англ, театра (1664), неизвестного
автора, написавшего в форме диалога историю актёрского иск-ва тех времён
(1699). Первым опытом истории франц. театра была книга С. Шапюзо (1674).
Итал. театру посвящены труды Л. Риккобони, работавшего во Франции и впервые
исследовавшего (1736) комедии Мольера с позиций просветит, эстетики, его
же критич. размышления о различных европ. театрах (1738) и др. Т. приобрело
развитие в связи с тем важным общественно-воспитат. значением, какое придавали
театру идеологи Просвещения, считавшие необходимым освободить человека
от религиозных догматов и предрассудков феодализма. В Великобритании
в 18 в. появились книги по истории лондонских театров Б. Виктора (1761),
О. Уолтона (1796) и др. Отдельные исследования были суммированы Ч. Дибдином
в его "Полной истории английской сцены" (т. 1-5, 1797-1800). Мемуарная
и биографич. лит-pa об отдельных актёрах послужила основой для "Театральной
биографии" Д. Э. Бейкера (т. 1-2, 1782). Обширный материал собран в "Истории
французского театра от истоков до современности" К. и Ф. Парфе (т. 1 -15,
1735-49), а также в "Хронологии немецкого театра" К. Шмидта (1775). 18
в.- пора подъёма развития теории театра и сценич. иск-ва; эстетика просветительского
реализма
в театре получила глубокую разработку в соч. Д. Дидро,Г. Э. Лессинга,
Л. С. Мерсье, Я. Ленца, И. Г. Гердера, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. В годы Франц.
бурж. революции кон. 18 в. меняется роль театра, к нему предъявляются требования
как к мощному орудию идеологич. воздействия, гражданского воспитания масс.
Теоретики театра не отделяли театр, иск-ва от обществ, жизни. Продолжая
традиции просветительской эстетики, они на первый план выдвигали социально-политич.
критерий оценки театр, иск-ва, к-рый в дальнейшем стал основой при изучении
театра. Новый период возник с утверждением романтизма. Если раньше
Т. собирало преим. факты, то романтики внесли в изучение театра историзм,
дали определение своеобразия идейного содержания и эстетики театра отдельных
эпох. Новый подход к истории театра был утверждён "Чтениями о драматическом
искусстве и литературе" А. В. Шлегеля (ч. 1-2, 1809-11), давшего
чёткие идейно-эстетич. характеристики театра античности, ср. веков, Возрождения,
периода 14-18 вв. с позиций романтизма. В нач. 19 в. особенно остро стоял
вопрос о принципах классицизма в театре, к-рому романтики противопоставили
вольную поэтику драмы У. Шекспира, что получило отражение в теоретич. декларациях
["Расин и Шекспир" Стендаля (т. 1-2, 1823-25) и "Предисловие к „Кромвелю""
В. Гюго (1827)]. Во 2-й пол. 19 в. в театр, иск-ве обострилась борьба
реалистич. и антиреалистич. направлений. Важнейшее значение для развития
прогрессивного Т. имела марксистская философия. К. Маркс и Ф. Энгельс,
определив обусловленность иск-ва общественными отношениями, его классовую
природу, открыли объективные закономерности развития иск-ва, в полной
мере относящиеся к иск-ву театра. Актуальные споры о совр. театре стимулировали
изучение античного, ср.-век. и ренессансного театров. Развитие историко-культурного
метода в кон. 19 в., в частности"Философия искусства" И. Тэна (1865),
повлияли на Т. последних десятилетий 19 и нач. 20 вв. Развитие романтич.
и историко-культурного методов в Т. 19 в. способствовало появлению во всех
странах Европы общих работ по истории театра и монографий об отдельных
эпохах и направлениях, биографий отдельных театр, деятелей. Наиболее значительны:
"Всеобщая история театра" А. Руайе (т. 1-4, 1869-70), "Эпохи французского
театра" Ф. Брюнетьера (1892), "Опыт истории театра. Постановка,
декорации, костюм, архитектура, освещение, гигиена" Ж. Бапста (1893),
"История английской драматической литературы до смерти королевы Анны" А.
У. Уорда (т. 1-2, 1875, 2 изд., т. 1-3, 1899), "Хроника лондонской
сцены. 1559-1642" Ф. Г. Флея (1892), "История немецкого театра"
Э. Девриента (т. 1-5, 1874) и др. С кон. 19 в. Т. начало более решительно
отделяться от литературоведения. В 1890-е гг. в нем. ун-тах возникли спец.
курсы по изучению Т., в Кёльне и Киле организовывались н.-и. ин-ты. В 1902
в Берлине было создано Об-во по изучению истории театра. В 1-й трети 20
в. известность получил капитальный труд нем. учёного М. Германа "Исследования
по истории немецкого театра средних веков и Возрождения" (1914),
в к-ром заложены основы методики совр. историко-театрального исследования,
продемонстрированы приёмы реконструкции спектакля прошлых эпох даже при
отсутствии прямых описаний (исследовал текст пьес, сценич. площадку, помещение
для зрителей, иконографич. материал и др.). Это давало возможность
восстановить внеш. облик спектаклей, костюмов, мизансцен и т. д. В это
же время с попытками теоретич. обоснования декадентского направления в
театре (символизм, конструктивизм и др.) выступили немецкий писатель
и режиссёр Г. Фукс, английский реж. Г. Крэг, бельгийский писатель М. Метерлинк
и др.


Научная лит-pa, созданная Т. 20 в.,
обширна и охватывает все стороны театра разных стран и эпох. Итоги науч.
разработок суммированы в таких трудах, как "История европейского театра"
X. Киндермана (т. 1-10, 1957-74), "Оксфордский спутник по театру"
Ф. Хартнолл (3 изд., 1967). Фундаментальные работы в 20 в. создали
во Франции - Э. Линтилак, Л. Муссинак, Ж. Жако, П. ван Тигем, Г. Коэн и
др.; в Дании - К. Манциус; в Великобритании - Э. К. Чеймоерс, А. Николл,
Ф. Кернодл, Дж. Р. Браун и др.; в Германии - М. Герман, О. Эберле,
Г.
Кнудсен, В. Штамлер, Р. Вайман и др.; в Австрии - И. Грегор, X. Киндерман;
в США - Дж. Оделл, Дж. Фридли, Б. Кларк, А. Г. Куин, Дж. Гаснер, А. Хорнблоу,
А. Даунер, А. Бекерман и др.; в Италии - С. Д'Амико и др.
А- Л.
Лникст.


Театрально-эстетич. мысль в России
начала развиваться в 18 в. в связи с ростом передовой обществ, мысли
и возрастающим значением театра. Наиболее значит, теоретиком рус. школьного
театра был идеолог и пропагандист петровских реформ Феофан Прокопович.
Крупнейший теоретик классицизма в России -А. П. Сумароков. Передовые деятели
рус. культуры отстаивали высокое гражданское назначение театра как трибуны
высоких прогрессивных идей. .Большое значение для рус. театр, культуры
имела деятельность H. И. Новикова. Ориентируясь на демократич. круги, в
своих изданиях он касался и вопросов сцены, оказывая значит, влияние на
совр. ему театр. В 1772 он опубликовал "Опыт исторического словаря о российских
писателях", куда вошли статьи о крупнейших деятелях рус. театра: Сумарокове,
В. К. Тредиаковском, М. М. Хераскове и др. Новиков был также первым биографом
выдающихся актёров Ф. Г. Волкова и И. А. Дмитревского. В статьях Новикова
утверждались воспитат. роль театра, значение сатиры для рус. сцены. К последней
трети 18 в. относятся и др. попытки создания истории рус. театра ("Краткое
известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года"
Я. Штелина, изд. в 1779).


Теории театра и театр, критике большое
внимание уделял баснописец и драматург И. А. Крылов, к-рый в журн. "Почта
духов" отстаивал самобытность и народность рус. сценич. иск-ва, выступал
против подражательности дворянского классицизма и придворно-аристократич.
театра. Эстетич. принципы Крылова наиболее полно выражены в его рецензиях
на пьесы "Смех и горе" и "Марфа Посадница, или Покорение Новаграда" Погодина.
О силе театра, его значении, об иск-ве актёра, проблеме художеств, целостности
спектакля писал А. H. Радищев в филос. трактате "О человеке, его смертности
и бессмертии" (опубл. в 1809).


Теоретиком эстетики рус. сентиментализма
в театре был H. М. Карамзин, выступавший с критикой классицизма и пропагандой
творчества У. Шекспира. В "Московском журнале" (издатель Карамзин) постоянно
публиковались рецензии на спектакли, особое внимание уделялось иск-ву актёра.
Театр, отдел этого журнала оказывал большое влияние на развитие рус. театр,
критики. В нач. 19 в. усилился интерес к театру со стороны рус. общества.
Декабристы
оказали большое влияние на развитие рус. романтич. драмы, по-новому раскрывая
проблемы классицистской и романтич. эстетики. В течение 19 в. появились
первые большие журналы, поев, театр, иск-ву: "Репертуар русского театра"
(1839-41), "Пантеон русского и всех европейских театров" (1840-41), "Репертуар
и Пантеон" (1844-45), "Репертуар и Пантеон театров" (1847), "Пантеон" (1852-56)
и др.


Большой вклад в историю и теорию
театра 19 в., в становление Т. внесли рус. писатели и драматурги, тесно
связанные с жизнью совр. им театра, утверждавшие его высокую обществ, роль
и значение: В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, H. В. Гоголь,
С. Т. Аксаков, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, H. А. Некрасов, И. А. Гончаров,
А. К. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. H. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин
и др. Особое значение в развитии рус. театр, мысли, в формировании реалистич.
эстетики 19 в. имели статьи и высказывания о театре революционеров-демократов,
и прежде всего В. Г. Белинского. Его статьи о творчестве крупнейших актёров,
анализ положения рус. театра в целом, разработка проблем теории драмы и
актёрского творчества стали основополагающими в изучении истории театра
19 в. Во 2-й пол. 19 в. сложились два осн. направления в театр, критике,
связанные с идейными, обществ.-политич. течениями того времени. Большое
значение для утверждения правды на рус. сцене, для дальнейшего развития
рус. реалистич. иск-ва имели теоретич. работы и статьи H. Г. Чернышевского,
H. А. Добролюбова, Герцена, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Выразители др.
направления, относящегося к славянофильскому течению,-А. А. Григорьев,
Д. В. Аверкиев, Л. H. Антропов и др. Появлялись новые работы по истории
рус. театра: "Драматический альбом", изданный П. H. Араповым и А. Раппольтом
(1850), "Летопись русского театра" Арапова (1861), "Русский театр, его
судьбы и его истоки" Ф. А. Кони (1864), "Хроника Петербургских театров
с конца 1826 до начала 1881 года" (ч. 1-3, 1877-84) и др. Публиковались
исследования о зап.-европ. театр, иск-ве, о творчестве Шекспира, Мольера,
В. Гюго. В последние десятилетия 19 в. проблемы театра разрабатывали гл.
обр. учёныелитературоведы, филологи. Однако их работы большей частью посвящены
истории драматургии. В 1888 выходят "Очерки из истории русской драмы XVII
- XVIII столетий" П. О. Морозова и ряд серьёзных науч. трудов H. С. Тихонравова,
П. А. Кулиша, В. И. Шенрока о творчестве Гоголя; Е. H. Сверчевского и А.
М. Скабичевского о Грибоедове; Ал. H. Веселовского о Д. И. Фонвизине, а
также исследования о рус. актёрах Я. Е. Шушерине, П. С. Мочалове и др.
Для большинства работ в целом характерны нек-рая эмпиричность, отсутствие
широких обобщений и выводов.


В кон. 19 - нач. 20 вв. появляется
марксистская критика. Крупнейшие представители этого направления, писавшие
no вопросам иск-ва и театра,- Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский и В. В.
Боровский. С развитием театр, иск-ва возрастал интерес к театру, режиссёрскому
мастерству, к-рые постепенно становятся предметом глубокого изучения, публикуются
труды, исследующие его историю в связи с обществ, условиями той или иной
эпохи. Выходят книги по истории театра-"История русского театра" Б. В.
Варнеке, "История русского театра", под ред. В. В. Каллаща и H. Е. Эфроса
(обе в 1914). Большой вклад в развитие Т. внесли книги и статьи режиссёров:
В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Ф. Ф. Комиссаржевского, H.
H. Евреинова, В. Г. Сахновского. Работы о театре первых десятилетий 20
в. связаны с различного рода тенденциями, проявлявшимися в иск-ве этого
времени, отражают общий кризис театра предреволюц. эпохи ("Театр как таковой"
Евреинова, "Отрицание театра" Ю. И. Айхенвальда, обе в 1912, и др.).


После победы Великой Окт. социалистич.
революции наука о театре вступила в новую фазу развития. Она была связана
с постепенным и всё более последовательным и глубоким изучением историками,
теоретиками, критиками театра марксистско-ленинской методологии, с созданием
благоприятных организац. условий, определявшихся тем почётным местом, к-рое
в Сов. гос-ве было отведено сценич. иск-ву как неотъемлемой части строящейся
социалистич. художеств, культуры. В возникшем в 1918 Театр, отделе Наркомпроса
(ТЕО) была организована особая историко-театр. секция. Науч. работа по
проблемам театра развёртывалась в гос. масштабе. Театр, отделы были созданы
в Москве в Гос. академии художеств, наук (ГАХН) и в Российском ин-те истории
иск-в в Петрограде. В театр, музеях, б-ках, архивах также велось изучение
иск-ва театра. Само понятие "Т." рождалось именно в это время, поскольку
только после Окт. революции исследование театр, иск-ва выделилось в самостоят,
науч. дисциплину.


Сов. наука о театре прошла большой
и сложный путь, связанный с преодолением формалистич. и вульгарно-социологич.
тенденций, проявлений догматизма и ревизионистских влияний. Она развивалась
на основе принципов марксистсколенинской эстетики, наследуя достижения
передовой эстетич. мысли прошлого, в первую очередь принципы рус. революц.-демократич.
критиков - Белинского, Чернышевского, Добролюбова, идеи великих рус. писателей
- Пушкина, Гоголя, Островского и др.


Важное значение для формирования
Т. как особой науч. дисциплины имела деятельность учёных, сосредоточенных
в основном в отделе театра Ленингр. ин-та истории иск-в (в дальнейшем Гос.
академия искусствознания - ГАИС - организована в Москве в 1931, с 1933
переведена в Ленинград, с 1962 - Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии).
В их работах 20-х гг. сказывались вулъгарно-социологич. и отчасти формалистич.
влияния, изжитые в дальнейшем. Положительным было утверждение о театре
как о специфич. явлении художеств, культуры. Заслуга сов. театроведов также
в широком развёртывании исследоват. работ, охватывающих различные этапы
развития рус. театра (В. H. Всеволодский-Гернгросс, С. С. Данилов), западноевропейского
(А. А. Гвоздев, С. С. Мокульский, А. И. Пиотровский), восточного (H. И.
Конрад), включая проблемы муз. театра (И. И. Соллертинский), эстрады и
цирка (Е. М. Кузнецов). В Москве в 1921 начала работать Гос. академия художеств,
иск-в, где имелась секция театра. К сер. 20-х гг. появились работы П. А.
Маркова, П. И. Новицкого, Ю. В. Соболева, Д. Л. Тальникова, Эфроса, В.
А. Филиппова, поев, отдельным театрам; в этих работах были предприняты
первые попытки осмысления опыта сов. театра как театра нового типа, театра
социалистического. Основополагающими для становления сов. Т. стали работы
Луначарского, к-рый выступал с многочисл. статьями, охватывавшими как проблемы
теории социалистич. реализма в театре, так и вопросы истории отечеств,
и зарубежного театра, а также актуальные вопросы совр. ему состояния театра.
Сов. Т. тесно связано с практикой театра; как правило, с исследованиями,
имеющими важное значение в развитии науки о театре, выступали и выступают
виднейшие деятели сцены. Ценным вкладом в Т. стали труды К. С. Станиславского,
Немировича-Данченко, Мейерхольда, H. М. Горчакова, H. В. Петрова, А. Д.
Попова, Б. Е. Захавы и мн. др.


Преодоление вульгарно-социологич.
тенденций в Т. 30-х гг. плодотворно сказалось как в углублении подхода
к изучаемому предмету, так и в расширении тематики. В 1933 предпринимается
первая попытка создания "Истории советского театра" (подготовлена ГАИС).


В 30-40-х гг. в исследовательскую
работу по вопросам театра включились мн. литературоведы и критики (И. Л.
Альтман, Б. H. Асеев, С. С. Игнатов, А. К. Дживелегов, Г. H. Бояджиев,
Ю. А. Головащенко, Ю. А. Дмитриев, H. Г. Зограф, Ю. С. Калашников, Б. И.
Ростоцкий, H. H. Чущкин и др.). Пополнение кадров сов. науки о театре продолжалось
в 50-60-х гг., когда с работами научно-исследоват. характера начали выступать
H. А. Абалкин, О. H. Кайдалова, К. Л. Рудницкий, Т. М. Родина, А. Я. Альтшулер
и др.


Серьёзное значение для развития сов.
Т. имело интенсивно развернувшееся в 50-х гг. изучение наследия Станиславского
и Немировича-Данченко, основной центр к-рого - Научно-исследоват. комиссия
при МХАТе им. М. Горького (рук. В. H. Прокофьев). Кроме того, в кон. 60
- нач. 70-х гг. были осуществлены издания, поев, наследию и др. крупнейших
сов. деятелей театра (Е. Б. Вахтангова, Мейерхольда, А. Я. Таирова и др.).
Изучение истории рус. театра сосредоточено в Гос. ин-те театр, иск-ва им.
А. В. Луначарского (ГИТИС), в Ленингр. научно-исследоват. ин-те театра,
музыки и кинематографии и в секторе театра Ин-та истории иск-в Мин-ва культуры
СССР (в Москве). Работу по изучению театров нац. республик СССР ведёт кафедра
театра народов СССР в ГИТИСе и сектор театра народов СССР Ин-та истории
иск-в. Принципиально важным направлением изучения сов. театр, культуры,
характерным для кон. 60 - нач. 70-х гг., стало изучение её как культуры
многонациональной; в 1961-71 Ин-том истории иск-в в содружестве с учёными
различных республик было осуществлено издание "Истории советского драматического
театра" (т. 1-6, 1966-71). Работы об отдельных нац. театрах, об
их деятелях созданы во мн. республиках (книги В. И. Нефеда в Белоруссии,
Б. Б. Арутюняна в Армении, Э. H. Гугушвили в Грузии, М. К. Йосипенко на
Украине, H. X. Нурджанова в Таджикистане и др.).


Всё более широкий круг явлений охватывает
и область изучения зарубежного театра. Кафедра истории зарубежного театра
ГИТИСа в сотрудничестве с учёными Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии
и Ин-та истории иск-в подготовила труд - "Историю западноевропейского театра"
(т. 1-6, 1956-1974), впервые исследующий ист. период развития театра
от античности до рубежа 19 и 20 вв. Проблематика, связанная с разработкой
крупнейших явлений зарубежного театра, отражена во многих монографических
книгах (А. А. Аникста о Шекспире, Г. H. Бояджиева о Мольере, Е. Л. Финкелыптейн
о Ф. Леметре, А. Г. Образцовой о Б. Шоу, и др.).


Важнейшее значение для подъёма сов.
Т. имело постановление ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972).
В нём подчёркивается необходимость глубже использовать принцип научности
сов. художеств, критики, развивать сов. Т., ориентируясь на разностороннее
изучение проблем теории и методологии, противостоящих немарксистским взглядам,
ревизионистским эстетич. концепциям, активизируя усилия учёных в исследовании
совр. художеств, процесса. Важнейшим направлением в осуществлении этих
задач становится рассмотрение социалистич. театра как явления мирового
иск-ва. Особое значение в свете этих проблем приобретает развивающаяся
наука о театре социалистич. стран (исследуется в секторе иск-ва европ.
социалистич. стран Ин-та истории иск-в, в Ин-те славяноведения и балканистики
АН СССР, на кафедрах других институтов). И. Б. Ростоцкий.


В странах социализма наука о театре
получила особое развитие после победы над фашизмом и установления народной
власти. Несмотря на неравномерность уровня развития Т. и теоретич. работ
исследователей этой области, их объединяет общность в определении единой
идеологич. платформы, в подходе к различным явлениям нац. театр, культуры
и создании капитальных коллективных исследований, поев, важнейшим процессам
отечеств, и зарубежного театра. Для изучения театр, иск-ва почти во всех
социалистич. странах были созданы науч. центры. Новые принципы Т. исходят
из классич. наследия каждого народа, отечеств, революционных традиций и
опыта сов. театра. Б.Брехт (ГДР), Л. Шиллер (ПНР), Б. Гавелла
(СФРЮ), Э. Ф. Буриан (ЧССР) - мастера сцены, практич. деятельность
к-рых, как и их теоретич. труды, заложили фундамент теории социалистич.
театра. Наряду с фундаментальными работами отдельных авторов, поев, театру,
создаются капитальные исследования по вопросам отечеств, театр, иск-ва,
написанные коллективами авторов европ. социалистич. стран: "Столетие болгарского
театра. 1856 - 1956", 1964; "Национальный театр", 1965; "История словацкого
театра", 1966; История чешского театра, т. 1-2, 1968-69: "Национальный
театр", 1965; "Хорватский национальный театр", 1969; "История румынского
театра", т. 1-3, 1964-70; "История театра и драмы ГДР", т. 1-2, 1972.


Одной из новых черт социалистич.
Т. стали совм. исследования по различным вопросам искусствознания. Таковы
труды: "Дискуссия о традициях" (1974) и "Пути развития и взаимосвязи
русского и чехословацкого искусства" (1971), "Советско-венгерские
связи в художественной культуре" (1975) и др.


Лит. см. при ст. Театр
Л. П. Солнцева.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я