ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ система
профессиональной подготовки артистов, режиссёров, художников, театроведов
и др. работников в области театр, иск-ва. Т. о. зародилось в театре Др.
Рима (школа Росция, 1 в. до н. э.). В 8 в. н. э. первое театр, уч.
заведение появилось в Китае. В странах Европы в эпоху Возрождения актёрскому
мастерству обучали в театрах актёры и драматурги, стоящие во главе трупп.
Стройную пед. систему подготовки актёров выработали деятели школьного
театра,
получившего распространение с 15-16 вв. в уч. заведениях стран
Европы, с 17 в.-в России. В 18 - нач. 19 вв. появились спец. театральные
уч. заведения в Париже, в Вене, Варшаве, Флоренции и др. Большую роль в
развитии Т. о. в 19 в. сыграла театрально-педагогич. деятельность Превиля
и Ф. Ж. Тальма во Франции, Ч. Маклина и Д. Гаррика в Великобритании, Ф.
Л. Шредера, И. В. Гёте в Германии, В. Богуславского в Польше. Кризис бурж.
театра (со 2-й пол. 19 в.) отразился и на Т. о., которое в основном
сводилось к обучению традиционным, во многом условным приёмам актёрского
мастерства. Обновлению методов обучения актёров способствовали Э. Золя
и А. Антуан, которые подвергли критике традиционные приёмы Т. о.



В Р о с с и и первая театр, школа
была осн. в Москве в 1673. Школа для обучения актёров существовала при
театре, созданном Петром I в 1702 в Москве. Важную роль в истории Т. о.
сыграл Петерб. шляхетский корпус (где, в частности, под рук. А. П. Сумарокова
получил проф. подготовку И. А. Дмитревский, один из первых театр,
педагогов). Возникновение публичных театров в сер. 18 в. вызвало
необходимость организации постоянной театр, школы. Поэтому в 1738 в Петербурге
была учреждена придворная танцевальная школа, на основе к-рой в 1779 создана
театр, школа. В 1773 открылись классы изящных иск-в (драматич., балетный,
вокальный, инструментальной музыки) при Моск. воспитательном доме, в 1784
они перешли в ведение Петровского театра, в 1809 преобразованы в Моск.
театральное училище (ныне Театральное училище имени М. С. Щепкина),
где были хореографич., драматич. и инструментально-вокальный классы.
Развитие реалистич. тенденций в Т. о. связано с деятельностью М. С. Щепкина.
В 50-60-е гг. прогрессивные деятели театра активно выступали за специализацию
обучения будущих актёров в театральных школах, за изучение ими истории
и теории театрального и смежных видов искусств, за совершенствование методики
преподавания. В 1867 режиссёр Александрийского театра и педагог Е. И. Воронов
в своём проекте подготовки драматич. актёра в театральном училище отстаивал
необходимость последовательного развития внутренних и внешних данных актёра.
В 80-е гг. борьбу за реорганизацию Т. о. возглавил драматург А. H. Островский.
В записках "О театральных школах" (1882) он требовал от актёров всесторонней
проф. подготовки и эстетического вкуса. В 1888 по его проекту открылись
драматич. курсы при Московском театральном уч-ще, где преподавали И. В.
Самарин, А. П. Ленский, Г. H. Федотова и др. В эти же годы появились театр,
школы, созданные обществ, орг-циями и частными лицами; в них имелись балетные,
драматич., режиссёрские и оперные отделения. Среди этих школ выделялось
Музыкально-драматич. уч-ще Моск. филармоннч. об-ва (1883), в нём драматич.
класс вёл В.И. Немирович-Данченко, обратившийся к воспитанию артистич.
молодёжи, на к-рую возлагал надежды, связанные с обновлением театра. С
тех же позиций подходил к работе с актёрами К. С. Станиславский, разработавший
первую науч. систему воспитания актёра, к-рая нашла применение в ряде театр,
студий н во многом способствовала развитию Т. о. (см. Станиславского
система).




В СССР становление п развитие Т.
о. связано с именами таких мастеров театра, как Станиславский, В. И. Немирович-Данченко,
Е. Б. Вахтангов, В. Э. Мейерхольд, В. Г. Сахновский, А. Я. Ваганова, И.
H. Берсенев, Л. М. Леонидов, М. М. Тарханов, H. М. Горчаков, В. О. Топорков,
а также М. М. Габович, Е. П. Гердт, В. Д. Тихомиров и др. Много сделали
для подготовки театр, кадров в союзных республиках В. М. Аджемян, В. М.
Балюна, А. А. Васадзе, А. А. Хорава, М. М. Крушельницкий, С. А. Ишантураева,
В. М. Скляренко, Г. П. Юра ц др. деятели нац. театров страны. За годы Сов.
власти создана сеть высших и ср. спец. театральных учебных заведений,
организованы театр, факультеты в ряде консерваторий, вузов иск-в и
др. Система Т. о. включает специальности: актёр драматич. театра и кино,
актёр муз. комедии, режиссура драмы (а также балета, муз. театра), театроведение
(о подготовке театроведов см. в ст. Искусствоведческое образование),
театр, техника и оформление спектакля, живопись (специализация - театрально-декорационная
живопись). В 60-е гг. началась подготовка актёров, художников-скульпторов,
режиссёров для театров кукол, режиссёров цирка, эстрады и массовых представлений,
экономистов-организаторов театрального дела. В ин-тах культуры (см. Культуры
институты)
готовятся руководители самодеятельных художественных коллективов
и нар. театров, режиссёры клубных массовых представлений. Специально для
нар. театров выпускает режиссёров Театральное училище имени Б. В. Щукина
при Театре им. Евг. Вахтангова (Москва). В Гос. ин-те театр,
иск-ва им. А. В. Луначарского (ГИТИС, Москва), Ленинградском
институте театра, музыки и кинематографии
(ЛИТМиК), уч-ще им.
Б. В. Щукина есть нац. актёрские студии; во Всесоюзном гос. ин-те кинематографии
(ВГИК, Москва) организована подготовка режиссёров, художников,
операторов, сценаристов, на ф-те журналистики МГУ - лит. работников для
телевидения, в Ленинградском ин-те киноинженеров - звукорежиссёров. Артистов
со средним Т. о. выпускают театральные, хореографич. и нек-рые муз. средние
спец. уч. заведения, училища иск-в, уч-ща циркового и эстрадного иск-ва;
в театр, художественно-технич. уч-щах и нек-рых художественных уч-щах готовят
работников гримёрных, бутафорных, костюмерных и осветительных цехов, художников-декораторов.



В уч. планы театр, специальностей
включены спец. дисциплины: мастерство актёра, сценич. речь, муз. воспитание,
танец, сценич. движение, грим, фехтование и пр. Будущие режиссёры, помимо
этих предметов, изучают мастерство режиссёра, художеств, оформление, музыку
спектакля и др.; балетмейстеры -композицию классического, историко-бытового
и народно-сценич. танца, балетный клавир, оформление балетного спектакля,
основы муз. теории; на постановочном ф-те - рисунок, живопись, композицию,
технологию театр, производства и др. Общенауч. подготовка складывается
из изучения обществ.-политич. дисциплин, истории рус., сов., зарубежного
театров и лит-р, истории музыки (на отд. специальностях - и муз. лит-ры),
спец. курсов по основным проблемам развития совр. сов. драматургии, режиссуры
и актёрского мастерства, изобразительного иск-ва. Предусмотрены факультативные
курсы (напр., по марксистско-ленинской этике, истории смежных иск-в, совр.
театру, музыке, лит-ре). Дополнительно студенты могут заниматься
фехтованием, спортом, игрой на фортепьяно. Для желающих получить вторую
специальность (преподавателя мастерства актёра, сценич. речи, сценич. движения
и сценич. боя) в вузах читаются спец. курсы по методикам преподавания
избранных дисциплин. Уч. планами всех специальностей предусмотрены учебная
(на младших) и производственная (на старших курсах) практики.
Студенты участвуют в массовых сценах театр, спектаклей, в качестве рабочих
сцены, осветителей, костюмеров, бутафоров в уч. спектаклях, изучают организацию
производств. процессов в проф. театре. Студенты старших курсов исполняют
роли в спектаклях учебного и проф. театра, будущие режиссёры участвуют
в выпуске спектаклей проф. и нар. театров. Завершается уч. процесс спектаклем
(на актёрских и режиссёрских специальностях), дипломным проектом
(на постановочном ф-те) или работой (на театроведч. ф-те).



В театральных и театрально-художеств.
вузах есть ассистентура-стажировка, в большинстве театральных и ряде ин-тов
культуры - аспирантура в области театр, иск-ва.



Для совершенствования сов. системы
Т. о. много сделали известные мастера театра и педагоги Ю. А. Завадский,
Г. А. Товстоногов, М. И. Царёв, М. H. Кедров, В. О. Топорков, А. К.
Тарасова, В. А. Орлов, И. М. Туманов, Б. А. Покровский, Ц. Л. Мансурова,
Б. Е. Захава, Р. В. Захаров, H. И. Тарасов, А. М. Мессерер, А. Д. Попов,
М. О. Кнебель, H. А. Анненков, А. А. Хорава, О. И. Пыжова, Б. В. Бибиков,
Л. Ф. Макарьев, В. Я. Станицын, В. И. Цыганков, И. М. Толчанов и др.



В 1975 Т. о. осуществляли ок. 60
высших и ср. спец. уч. заведений (св. 9 тыс. уч-ся). Артистов для
муз. театров и филармоний готовили также консерватории, муз. ин-ты и уч-ща
(см. Музыкальное образование), театральных художников - художеств,
вузы и уч-ща (см. Художественное образование). Т. о. получают в
СССР представители св. 80 других стран.



Спец. театральные школы имеются в
др. социалистич. странах: в ГДР -Лейпцигская театральная школа, НРБ -Высший
ин-т театрального иск-ва им. Крыстё Сарафова в Софии, ВНР -Ин-т театра
и кино в Будапеште, на Кубе - Центр, школа иск-в в Гаване, в ПНР - Ин-т
иск-в Польской АН в Варшаве, СРР - Ин-т театрального и кинематографич.
иск-ва им. И. Л. Караджале в Бухаресте, ЧССР - Академия иск-в в Праге и
др. Основой театральной педагогики в этих странах является национальное
театральное иск-во; широко используется система Станиславского.



В капиталистич. и развивающихся странах,
как правило, самостоятельных театральных школ не существует, подготовка
актёров и др. творческих работников театра и кино ведётся обычно в театр,
труппах, киностудиях, а также на драматич. отделениях консерваторий или
на гуманитарных ф-тах ун-тов. В ряде стран есть известные театр, школы:
в Кентербери (Великобритания), Страсбуре (Франция), Эссене (ФРГ),
Стокгольме (Швеция), Брюсселе (Бельгия). Л. Г. Ильина.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я